Владимир Путин 30 ноября нанесет визит в Париж для участия в конференции по климату под эгидой ООН (продлится до 11 декабря). Участие в ней подтвердили многие мировые лидеры, в том числе и президент США Барак Обама. Эрдоган предложил президенту России встретиться 30 ноября, Путин пока ответа не дал, но пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков уже сообщил, что о запросе ему доложили.
Российские министерства взялись за проработку «дорожных карт» по экономическим мерам против Турции, отметил собеседник «Газеты.Ru», но пока никаких общих совещаний даже не назначено. Два дня, которые отпустил на работу Медведев, это пятница и понедельник, но окончательные решения будут очень сильно зависеть от того, как пройдут переговоры в Париже, состоится ли встреча у нашего президента с Эрдоганом, добавил он.
«Коснутся ли наши меры газа, пока непонятно. Ясно, что они, скорее всего, затронут строительный и финансовый секторы», — продолжил чиновник. Сегодня, по его словам, для чиновников правительства важно не сжигать мостов.
«Сегодня Эрдоган есть, завтра — нет, надо будет все восстанавливать. И конечно, еще будут переговоры», — отметил он.
Российский премьер Дмитрий Медведев 26 ноября дал два дня на разработку комплекса экономических и гуманитарных мер в ответ на «акт агрессии» Турции. Он сообщил, что решение будет принято на основании закона о специальных мерах от 30 декабря 2006 года. «Этот закон, по сути, для подобных ситуаций и рассчитан, касается вопросов обеспечения нашей безопасности», — сообщил премьер.
Решение о введении экономических и гуманитарных мер против Турции принимает президент России, заявила «Газете.Ru» помощник министра экономического развития Елена Лашкина. После чего, по ее словам, будет выпущено постановление правительства. «Когда и как они (меры) будут обнародованы — не в нашей компетенции», — добавила она. Министр экономического развития Алексей Улюкаев в понедельник планирует быть в Париже в составе российской делегации, уточнила Лашкина.
Путин и Эрдоган обменялись несколькими крайне резкими заявлениями после того, как турецкий истребитель сбил российский бомбардировщик на турецко-сирийской границе.
Российский президент сразу назвал инцидент «ударом в спину» и 26 ноября, после встречи с президентом Франции Франсуа Олландом, повторил, что Россия не ожидала такого поведения от Турции, которую считала дружеским государством. «Именно поэтому мы считаем этот удар предательским», — сказал он.
Президент также отметил, что теперь Россия развернула в Сирии современную систему С-400, чтобы защитить свою авиацию. «Если надо, мы будем сопровождать деятельность нашей авиации и истребителями, другими средствами, в том числе средствами радиоэлектронной борьбы», — заявил Путин.
Турция не будет извиняться за инцидент со сбитым российским Су-24, заявил, в свою очередь, Эрдоган в интервью CNN 26 ноября. «Я считаю, что если какой-то стороне и нужно извиняться, то это не нам. Извиняться нужно тем, кто нарушил наше воздушное пространство», — сказал он. По его словам, турецкие пилоты и вооруженные силы выполняли свои обязанности, которые состояли в том, чтобы дать ответ на нарушение.
Скорее всего, переговоры не состоятся, заявил «Газете.Ru» политолог, глава президиума неправительственной организации «Совет по внешней и оборонной политике» Федор Лукьянов. Путин, напомнил он, требует от Турции извинений, которые Эрдоган не готов принести. «Нет оснований ожидать встречи», — говорит он.
Говоря о встречах с другими лидерами, стоит выделить запланированные переговоры Путина с Биньямином Нетаньяху, сказал политолог. Эта встреча уже согласована, сообщил на прошлой неделе помощник президента Юрий Ушаков. «Разговор, конечно, будет по всему комплексу вопросов, но это знаково, потому что с Израилем-то мы договорились о ненанесении ущерба, и все соблюдается», — отметил Лукьянов. Он предполагает, что российский президент может также снова встретиться с президентом Франции Франсуа Олландом, канцлером Германии Ангелой Меркель и, может быть, даже с президентом США Бараком Обамой. «А турецкую проблему — с кем еще обсуждать, кроме Эрдогана? Пока все исходят из того, что Турция действует самостоятельно, на свой страх и риск. Не факт, что Обама имеет особое влияние на Эрдогана в этом вопросе», — добавил он.
Другие члены НАТО, по словам политолога, «безусловно, находятся в совершенно идиотском положении, в которое их поставила Турция».
С одной стороны, это член альянса, на которого должны распространяться меры солидарности, рассуждает он, но меры солидарности — это оборотная сторона блоковой дисциплины.
«А когда ты действуешь сам по себе, исходя из своих соображений совершаешь опасные действия, а потом обращаешься с требованием их поддержать, это подрывает саму идею. Поэтому поддержка со стороны стран альянса вялая, они признают право Турции защищать свое пространство — это все», — продолжает он. По словам Лукьянова, это как раз показывает, что члены альянса не хотят, чтобы ситуация рассматривалась в контексте НАТО.
В Анкаре пока не исключают встречи Эрдогана с Путиным на климатическом саммите в Париже, сообщают источники Reuters в окружении президента Турции, однако никакое конкретное время встречи еще не назначено.