Выставка Dubai Airshow открылась 8 ноября, но до понедельника она не была ознаменована ни одним громким контрактом. По итогам второго дня общий объем заключенных сделок все же сдвинулся с мертвой точки и вырос до $30 млрд. Пока лидерство за американским авиастроительным концерном Boeing.
Вырваться вперед в гонке контрактов Boeing помог масштабный контракт с индийской компанией Jet Airways на 75 узкофюзеляжных B737MAX. Стоимость договора оценивается в $8 млрд.
Соглашение предполагает твердый заказ на 25 лайнеров B737 и опцион на дополнительное приобретение еще 50 самолетов.
Для индийского авиаперевозчика это стало и крупнейшим заказом за весь период его существования, и прорывом для всего индийского авиарынка: среди других индийских авиакомпаний Jet Airways — первый заказчик лайнеров B737MAX.
Помимо этого контракта, Boeing усиливает и производственное сотрудничество с Индией: американский концерн создаст совместное предприятие с индийской компанией Tata Advanced Systems (TASL, подразделение индийского холдинга Tata Sons), которое будет заниматься производством фюзеляжей для боевых вертолетов AH-64 Apache. За последний месяц это уже второй завод, который Boeing планирует открыть за пределами США. Ранее концерн объявил о создании СП с китайской авиастроительной корпорацией COMAC с локализацией в Китае.
Основной конкурент Boeing на авиастроительном рынке — европейский Airbus пока не объявлял о заключении крупных контрактов в рамках Dubai Airshow. Наиболее значимым заявлением со стороны Airbus оказалась информация о переговорах по продаже до 32 дальнемагистральных широкофюзеляжных лайнеров A380, наиболее вместительных пассажирских самолетов в мире в настоящее время (до 800 человек). По данным издания Financial Times, заказчиками выступают две компании, чьи названия не разглашаются. Среди заинтересованных в A380 — саудовская Saudi Arabian Airlines и марокканская Royal Air Maroc, уточняет Bloomberg.
Но уже известно, что контракт не будет заключен на авиасалоне в Дубае и вряд ли будет подписан в текущем году. А это значит, что Airbus не сможет найти новых заказчиков на A380 уже третий год подряд.
Российские производители на международном авиасалоне в Дубае были представлены прежде всего продукцией гражданского и оборонного крыла Объединенной авиастроительной корпорации. За первые два дня работы выставки ОАК не заключила ни одного контракта. Впрочем, стало известно о переговорах на поставку до 50 самолетов Sukhoi SuperJet 100 (SSJ-100) в Индию, сообщает ТАСС со ссылкой на президента ГСС Илью Тарасенко. По его словам, в планах компании также ряд контрактов с египетскими авиаперевозчиками на поставку от 5 до 15 самолетов SSJ-100 (помимо анонсированного еще весной текущего года соглашения на 12-24 SSJ-100 в адрес EgyptAir). Также Тарасенко вновь подтвердил готовность ГСС поставить в Иран в случае снятия с него санкций до 100 самолетов SSJ-100 (о чем впервые заговорили в рамках Международного авиасалона в Жуковском в августе).
Впрочем, в сравнении с показателями деловой активности 13-го Международного авиасалона в Дубае, который проходил в 2013 году, нынешнее аэрошоу сильно проигрывает.
Тогда только за первый день авиасалона общий объем заключенных сделок составил около $162 млрд, а по итогам выставки — приблизился к $200 млрд.
Одной из причин более низкой покупательной активности могут являться упавшие цены на нефть и авиатопливо, которые делают не столь необходимым переход на более экономичные с точки зрения потребления топлива модели авиалайнеров.