Первая оценка ВВП США, которая была опубликована Бюро экономического анализа в четверг, 29 октября, оказалась несколько хуже прогнозов аналитиков, опрошенных агентством Bloomberg, — плюс 1,5% (к аналогичному периоду прошлого года) при ожиданиях 1,6%.
Это довольно скромные цифры на фоне итогов второго квартала.
Позитивным фактором, двигавшим экономику вперед, были потребительские расходы, выросшие на 3,2%. В минус сыграли сокращение складских запасов производителей и снижение инвестиций в основной капитал.
При этом первый фактор ряд экономистов оценивают неоднозначно, поскольку снижение запасов говорит о высоком спросе, а значит, в четвертом квартале можно рассчитывать на лучшую динамику.
«Данные о ВВП на самом деле являются более сильными, чем кажется, — отмечает главный экономист PNC Financial Services Стюарт Хоффман (его слова приводит агентство «Финмаркет»). — В четвертом квартале экономический рост будет выше благодаря приближающемуся сезону праздников и хорошему потребительскому спросу».
Что касается инвестиций, то здесь полутонов немного.
Однозначно негативный момент — это сокращение капвложений в нефтегазовый сектор. Сланцевые проекты постепенно сворачиваются, ресурсы (финансовые и технологические) концентрируются на самых эффективных и доходных месторождениях.
По последним данным компании Baker Hughes, вышедшим на этой неделе, количество нефтяных буровых на 23 октября 2015 года сократилось на 1001 единицу по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 594 единицы.
Добыча нефти в Штатах хоть и меньшими темпами, но сокращается (с 9,3 млн до 9,1 млн баррелей в сутки).
Бюро экономического анализа опубликует вторую и третью оценки по ВВП и его компонентам в ноябре и декабре. И, как правило, эти оценки значительно отличаются от предварительных данных. Ведомство с легкостью жонглирует цифрами. Например, первая оценка по первому кварталу показала спад на 0,2%, а третья — рост на 0,6%.
В июле этого года бюро призналось в регулярном завышении квартальных показателей по темпам роста ВВП начиная с 2011 года. В некоторых случаях масштаб «приписок» достигал пяти раз за квартал (так, в третьем квартале 2013 года ВВП вырос на самом деле не на 2,5%, а на 0,5%). В результате были понижены годовые темпы роста ВВП в 2012 году с 2,3 до 2,2%, в 2013 году — с 2,2 до 1,5%.
Так что нынешние 1,5% за третий квартал 2015 года еще могут превратиться и в 2%, и даже в 3%.
Стоит также подчеркнуть, что вышедшие данные по ВВП США вряд ли окажут сильное влияние на политику Федеральной резервной системы США относительно ключевой ставки. Такой рост вкупе с более позитивными ожиданиями по четвертому кварталу и году в целом, а также благоприятной ситуацией на рынке труда (безработица остается низкой, ее последний показатель 5,1%) позволяет Федрезерву повысить ставку в декабре.
Именно такой прозрачный намек содержится в заявлении Комитета по операциям на открытом рынке ФРС, опубликованном по итогам заседания 28 октября.
Если глава ФРС Джанет Йеллен и ее коллеги все же повысят ставки, это укрепит доллар, что, соответственно, окажет давление на другие валюты, в том числе и рубль. Большинство аналитиков полагают, что ослабление курса рубля не будет значительным. Но в любом случае декабрь обещает быть веселым.
Тем более что Минфин на днях пообещал традиционное сезонное ослабление российской валюты.
«Есть два фактора — нефть и сезонность. Сезонность из года в год одинаковая: летом идет укрепление, потом в конце лета — начале осени ослабление, потом в середине осени укрепление, в конце года — ослабление. И так каждый год, всегда одинаково. Поэтому, я думаю, в этом году, в следующем и через следующий будет все одно и то же», — заявил журналистам замглавы Минфина Алексей Моисеев. Главное, чтобы в этот раз не было повторения прошлогоднего «черного вторника». Такая сезонность нам точно не нужна.