Турецкая нефтегазовая компания Botas подала в международный арбитраж Стокгольма иск против «Газпрома». Речь идет о претензиях по скидке на газ, которую российская сторона обещала предоставить еще с 29 декабря прошлого года. Размер скидки должен был составить 10,25%.
«Мы скидку предлагали уже неоднократно, но соглашение по ней не было финализировано», — заявил «Газете.Ru» официальный спикер «Газпрома» Сергей Куприянов.
По его словам, право на обращение в суд прописано в контракте с Турцией, но вопрос может быть решен в досудебном порядке.
Скидка была изначально привязана к российско-турецким договоренностям по проекту газопровода «Турецкий поток», о котором Россия заявила как раз в начале декабря прошлого года. Однако подписание окончательного соглашения по проекту затянулось — не в последнюю очередь из-за того, что Турция ждала предоставления скидки.
Однако есть еще более важный фактор. Две недели назад глава российского МИДа Сергей Лавров говорил, что сейчас в Турции просто нет лиц, уполномоченных подписать соглашения по газопроводу.
Дело в том, что на июньских выборах партия турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана не смогла получить парламентского большинства и сформировать правительство. Поэтому правительство в Турции сейчас временное, и оно не может подписать соглашение по «Турецкому потоку», так как это соглашение является именно межправительственным.
Глава российского Минэнерго Александр Новак в начале октября говорил, что скидка на газ из России для Турции в 10,25% «может быть принята за основу при подписании межправительственного соглашения по газопроводу «Турецкий поток».
По словам члена экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Эльдара Касаева, Москве не стоит беспокоиться по поводу исхода судебного рассмотрения иска Анкары, так как скидка на газ была обещана турецким партнерам лишь при условии подписания двустороннего межправительственного соглашения о строительстве «Турецкого потока».
«К тому же в практике есть прецедент, когда арбитраж отклонял иск Турции против Ирана (турки также пытались оспорить цену на газ)», — напоминает эксперт.
Касаев указывает, что Турции необходимо российское сырье по любой цене, поскольку «Газпром» обеспечивает около 60% потребления страны (более 27 млрд кубометров в 2014 году) и готов нарастить поставки из-за возросших потребностей местного рынка.
Никто из других поставщиков, по словам эксперта, в ближайшей перспективе заместить эти объемы не способен.
«Обоснованность требований турецкой стороны зависит от условий контракта на поставку газа, — комментирует советник адвокатского бюро А2 Фарид Бабаев. — Даже если «Газпром» неоднократно предлагал скидку, остается открытым вопрос о периоде, за который турки эту скидку просят».
По словам юриста, в случае если условие контракта о скидке является отлагательным и привязано к строительству «Турецкого потока», то при невыполнении турецкой стороной условий реализации проекта «Газпром» может отказать в предоставлении скидки.
«Поэтому отсутствие подписанных договоренностей по строительству «Турецкого потока» может служить основанием для отказа в предоставлении скидки, если, конечно, контрактные условия предполагают это», — говорит Бабаев.
Вместе с тем, по словам юриста, странно, что «Газпром», заявляющий о возможности досудебного урегулирования вопроса, не сделал этого до подачи иска. Особенно если учитывать, что Турция ранее предупреждала о возможном обращении в суд.
«Требуя скидку на газ в судебном порядке, Турция действует по отработанной схеме, — говорит Эльдар Касаев. — Анкара неоднократно обращалась в международный арбитраж с исками против Ирана, пытаясь оспорить цены на голубое топливо».
Что касается нынешних претензий к «Газпрому», то здесь, по словам эксперта, на первый план выходит внешне- и внутриполитический аспект: Турция отвечает России за успешные действия российской военной авиации в Сирии против «Исламского государства (организация запрещена в России)» (террористическая организация, деятельность которой запрещена в России. — «Газета.Ru») и за недавнее нарушение российским военным самолетом турецкого воздушного пространства.
Кроме того, отмечает Касаев, накануне парламентских выборов, намеченных на 1 ноября, президент страны Реджеп Тайип Эрдоган намеренно ужесточает риторику и действия в адрес Москвы, чтобы показать себя жестким и прагматичным политиком, который озабочен национальными интересами своего государства.