Российские авиакомпании начали подавать заявки на получение допусков по международным направлениям, на которых работает находящаяся в предбанкротном состоянии авиакомпания «Трансаэро». Заявку на 24 международных направления подала авиакомпания S7 («Сибирь»).
Речь идет о перелетах в страны СНГ и Европы, в частности, в такие города, как Алма-Ата, Астана, Рим, Лондон, Париж, Милан, Барселона, Прага и другие.
Компания «Уральские авиалинии» подала заявку на получение 12 международных направлений, сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе перевозчика. «Авиакомпания «Уральские авиалинии» действительно подала такую заявку, речь идет о 12 направлениях, но их точный перечень компания пока не раскрывает», — говорится в сообщении авиакомпании. Речь идет также о маршрутах из России в страны СНГ и Европы.
Не исключают возможности подачи заявки и в Red Wings. «Мы рассматриваем назначение и, безусловно, подадим заявку. Другой вопрос, когда эта заявка будет рассмотрена. Подать заявку — не значит получить права», — заявил гендиректор авиакомпании Евгений Ключарев. В авиакомпаниях «Вим-авиа» и «ЮТэйр» сообщили «Газете.Ru», что рассматривают возможность увеличения международных направлений, но отказались раскрывать более подробную информацию. «На сегодняшний день эти направления пока находятся в стадии разработки, оценки и планирования», — отметили в «Вим-авиа». «Мы внимательно изучаем все как внутрироссийские, так и международные направления, и если они вписываются в нашу концепцию развития, то, безусловно, мы будем их рассматривать», — заявили в «ЮТэйр».
На самое большее число маршрутов претендует крупнейший российский авиаперевозчик «Аэрофлот»: авиакомпания намерена забрать около 56 из более чем 150 международных направлений «Трансаэро», сообщил «Интерфакс» со ссылкой на источник в авиационных кругах. При этом по большинству направлений, на которых оперировала компания «Трансаэро», у «Аэрофлота» уже имеются допуски.
Против передачи всей маршрутной сети «Трансаэро» «Аэрофлоту» выступают в Федеральной антимонопольной службе: по словам главы ФАС Игоря Артемьева, в таком случае «структура рынка будет немножко нездоровая».
О том, что передача всех международных направлений «Трансаэро» одному перевозчику негативно скажется на состоянии авиарынка, заявило и руководство «Сибири». Как отметила председатель совета директоров ЗАО «Группа компаний С7» (группа S7) Наталия Филева, «мы хотим, чтобы был честный рынок. Если все достанется «Аэрофлоту», это может отразиться на тарифах, и, в конечном итоге, на пассажирах. Я знаю, что в правительстве не хотят отдавать все «Аэрофлоту», считают, что надо как-то по справедливости».
Заявки на получение допусков на международные маршруты направляются в Росавиацию, а рассматриваются на межведомственной комиссии при Минтрансе под председательством замминистра Валерия Окулова.
В комиссию входят представители Минтранса, Росавиации, Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Сначала заявки от авиакомпаний агрегируются в Росавиации, а затем после формирования протоколов публикуются пресс-службой ведомства. Обычно это происходит за несколько дней до заседаний межведомственной комиссии. Одно из обязательных требований для получения допуска — соответствие флота авиакомпании критериям, предъявляемым на каждом отдельном международном направлении.
Но пока авиакомпания «Трансаэро» не лишилась сертификата эксплуатанта, забрать у нее допуски на международные направления никто не вправе.
Даже приостановка действия сертификата не лишает авиакомпанию статуса правообладателя допусков. Как сообщили сегодня «Газете.Ru» в Росавиации, решение о возможной приостановке действия сертификата эксплуатанта «Трансаэро» будет принято на этой неделе.
«Рынок «Трансаэро» — это не рынок «Аэрофлота», — полагает независимый авиационный эксперт, сотрудник Высшей школы экономики Андрей Крамаренко. — «Трансаэро» возило пакетников по курортам, а «Аэрофлоту» это малоинтересно. По большинству направлений «Аэрофлот» и «Трансаэро» летали параллельно, при этом «Аэрофлот» был первым назначенным перевозчиком с большей разрешенной частотностью полетов.
Единственное интересное для «Аэрофлота» направление — это, скорее всего, Казахстан».
«Остальные авиакомпании, конечно, будут стремиться получить допуски по европейским регулярным направлениям «Трансаэро», потому что они могут быть прибыльными. Предпочтение будет отдаваться тем, кто крупнее и кто сможет обеспечить стабильную сеть», - объясняет «Газете.Ru» Крамаренко.
Очевидным фаворитом в этом отношении является «Сибирь». «Они в состоянии организовать нормальную сеть на международном направлении, а не просто перелеты из пункта А в пункт Б», — уверен Крамаренко.
«У них есть возможность за счет разветвленной сети внутрироссийских маршрутов и наличия полноценного хаба в аэропорту Домодедово делать примерно то же самое, что сейчас делает «Аэрофлот» в Шереметьево», — добавил эксперт.