Комиссия правительства по законопроектной деятельности поддержала законопроект ФСБ, предлагающий засекретить личные данные владельцев недвижимости, судов и самолетов. Напомним, что разработанный летом этого года законопроект предлагает исключить из списков общедоступных сведений Единого государственного реестра прав (ЕГРП) личные данные собственников недвижимости, водного транспорта и самолетов. На данный момент ФИО собственников свободно предоставляется по запросу.
«После того как законопроект одобрила комиссия правительства, велика вероятность, что закон все-таки пройдет, поскольку позиция правительства, как правило, идентична позиции «Единой России», а от того, как будут голосовать члены этой партии, зависит, примут ли закон в Думе. Тут единственным противовесом им может быть ОНФ», — сообщила Галина Хованская, председатель комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ.
При этом, по ее мнению, принятие закона будет ошибкой.
«Я считаю, это неправильно, это попытка скрыть то, что скрывать не стоит. Понятно, зачем это сделается, но в итоге пострадает широкий круг лиц, участвующих в операциях с недвижимостью (продавцы и покупатели, риелторские агентства), которые не смогут проверить чистоту сделки. Это коснется всех объектов недвижимости, неважно, вилла это или комната в коммуналке», — заметила Хованская.
Как утверждают разработчики законопроекта, такие ограничения вводятся для того, чтобы помешать использовать сведения в преступных целях и обеспечить защиту свидетелей.
«Все чаще целью запроса о предоставлении сведений, содержащихся в реестре, становится не объект недвижимости, а персональные данные его правообладателя. Сопоставление полученной информации со сведениями из других источников позволяет идентифицировать физических лиц по их персональным данным. В дальнейшем такая информация может использоваться в преступных либо компрометирующих целях. Складывающаяся ситуация также негативно отражается на применении отдельных мер по государственной защите. В частности, наличие в свободном доступе указанной информации значительно облегчает поиск лица, в отношении которого применена такая мера», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Авторы законопроекта утверждают, что таким образом можно «на законных основаниях формировать альтернативные базы данных, в том числе для их использования в коммерческих целях, накапливать в них достоверную информацию и постоянно актуализировать ее, подменяя тем самым функции государственных органов».
Ужесточение законодательства не помешает Фонду борьбы с коррупцией (организация включена Минюстом в список иноагентов) (ФБК) продолжать искать неизвестные активы чиновников, считает сотрудник отдела расследований Георгий Албуров. Однако основную деятельность борцы с коррупцией сосредоточат на поиске недвижимости и яхт за рубежом, где в открытом доступе находится гораздо больше информации.
«Мы будем публиковать расследования, связанные с зарубежным имуществом. Там все доступно и открыто. Например, во Франции и Англии мы можем узнать дату рождения, прописку, сумму покупки, в России доступно только ФИО, и эти данные считают персональными и хотят засекретить.
Во всем мире доступен больший объем информации, включая даже сканы документов с подписями, и ничего страшного не происходит», — сообщил Албуров.
«Этот инструмент нужен не ФБК, им пользуются риелторы и покупатели. Мошенники не пользуются Росреестром, чтобы искать жертв, у них есть контакты в силовых ведомствах, и они никак не пострадают», — уверен Албуров.
Как отмечают участники рынка, если законопроект будет принят, рынок недвижимости это сразу почувствует.
«Отсутствие возможности для простых граждан оперативно получать информацию об объектах недвижимости ударит по рынку недвижимости, так как совершение сделок станет непрозрачным и, следовательно, небезопасным. Такой была ситуация до введения системы открытых реестров в 1998 году, и все помнят, насколько тяжело было работать на рынке недвижимости игрокам, не желающим или не имеющим возможности прибегать к различным незаконным способам получения интересующей правовой информации об объектах. В случае принятия таких поправок взяткоемкость в сфере регистрации прав на недвижимость возрастет в разы», — уверена старший юрист международной юридической фирмы Herbert Smith Freehills Маргарита Славина.
Стоит отметить, что законопроект также вводит перечень госорганов, по чьему запросу личные данные собственников должны предоставляться, в том числе суды и оперативно-розыскные органы.
Это, по мнению экспертов, может породить черный рынок профессиональных данных.
«Вероятно, найдутся желающие получать защищаемую информацию именно через органы, которые вошли в перечень. Поэтому принятие предложенного законопроекта сведется к тому, что появится рынок таких услуг, а получаемая информация просто будет стоить денег. Вряд ли от этого легче станет добропорядочным гражданам и организациям. А если речь идет о рейдерах, то их это вряд ли остановит, но сделает их «услуги» еще дороже, а следовательно, и выгоднее», — уверен Дмитрий Шевченко, партнер юридического бюро «Замоскворечье».