Решение о банкротстве «Трансаэро» может быть принято в четверг на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева.
«Банкротство в текущей ситуации представляется единственно возможным вариантом», — сказал «Газете.Ru» федеральный чиновник. По его словам, окончательное решение еще не принято. Понимания, как именно будет проходить процедура банкротства, тоже нет.
Два источника в авиаотрасли подтвердили, что вскоре будет начата процедура банкротства «Трансаэро», так как переговоры между правительством, кредиторами и «Аэрофлотом» зашли в тупик.
«Переговоры оказались безрезультатными, — говорит источник, знакомый с ходом обсуждения. — Правительство и банки-кредиторы настаивают на том, чтобы долг «Трансаэро» при слиянии перешел к «Аэрофлоту». В свою очередь «Аэрофлот» занял жесткую позицию и брать долги отказался».
В случае если «Аэрофлот» взял бы на себя долг «Трансаэро», правительство рассмотрело бы вопрос о выделении госгарантий в размере 70–80 млрд руб., отмечает чиновник финансово-экономического блока.
Именно о такой сумме несколько месяцев назад сообщали СМИ как о запрашиваемой господдержке со стороны «Трансаэро». Тогда «Трансаэро» отрицало, что просит предоставить ей дополнительные субсидии.
«Вопрос о предоставлении госгарантий обсуждался на рабочих переговорах, назывались разные суммы. На данный момент в Минэкономразвития России официальная заявка от компании «Аэрофлот» не поступала», — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе ведомства.
«Что касается возможного предоставления госгарантий «Аэрофлоту», то обсуждение ведется на уровне разговоров, рассматриваются различные варианты развития ситуации», — добавил федеральный чиновник, знакомый с ситуацией.
Чтобы получить госгарантии, «Аэрофлоту» необходимо было получить оферту по продаже пакета акций «Трансаэро», а также договориться с кредиторами о реструктуризации долга. Закрыть сделку предполагалось в течение сентября, но оферта так и не была исполнена, в результате чего вновь встал вопрос о возможном банкротстве либо санации «Трансаэро». О том, что такое развитие ситуации не исключается, заявили и глава Минтранса Максим Соколов, и вице-премьер Игорь Шувалов.
В «Аэрофлоте» от комментариев отказались.
Новых самолетов точно не будет
Независимо от решения о банкротстве «Трансаэро», заказанные авиакомпанией самолеты поставлены не будут, утверждают источники, близкие к авиакомпании. О каких именно самолетах идет речь, они не уточнили. Контракты на поставку новых воздушных судов были заключены с Boeing в 2012–2013 годах, с Airbus — в 2014 году. Согласно ним, «Трансаэро» заказала восемь самолетов A320neo и четыре A380 (прямой контракт с Airbus), шесть воздушных судов A321 (по договору с китайской лизинговой компанией ICBC Leasing, два ВС уже поставлены в авиапарк «Трансаэро»), четыре Boeing 747 и 12 Boeing 737 (при сотрудничестве со «Сбербанк Лизингом»).
Поставки новых самолетов по этим договорам должны были начаться в 2015 году, но пока «Трансаэро» получила только два самолета A321 в рамках соглашения с китайской лизинговой ICBC.
«Самолеты, которые уже поставлены «Трансаэро», останутся на балансе авиакомпании, однако новых поставок самолетов по действующим контрактам уже не будет», — утверждает источник, близкий к авиакомпании.
Поставки остальных судов официально были отложены. Так, получение в авиапарк A380 было решено перенести на более поздний срок без уточнения дат — «когда рыночная конъюнктура позволит это сделать», заявил в интервью «Газете.Ru» вице-президент Airbus по Восточной Европе и Центральной Азии Андреас Крамер.
В пресс-службе Airbus «Газете.Ru» сообщили, что «на настоящий момент все контракты остаются в силе». В пресс-службе Boeing сообщили, что «не располагают такой информацией».
Заявления об избыточности авиапарка «Трансаэро» и необходимости его сокращения стали появляться сразу после решения о продаже «Трансаэро» группе «Аэрофлот».
За последний месяц авиапарк «Трансаэро» уже сократился на несколько воздушных судов: как писали «Известия», из него выбыли около десяти самолетов — четыре Boeing 767, пять Boeing 737-700 и один Boeing 737-500. Часть самолетов была возвращена лизингодателю по причине истечения срока контракта, часть – по соглашению сторон о досрочном возврате. Лизингодателем выступала одна из крупнейших лизинговых компаний мира нидерландская AerCap.