Власти Украины после недельных раздумий все же решились на запрет полетов российских авиакомпаний на Украину. «Согласно решению СНБО правительство Украины принимает решение о запрете полетов российских авиакомпаний, в первую очередь компаний «Аэрофлот» и «Трансаэро», в Украину», — заявил премьер-министр страны Арсений Яценюк на совещании в кабмине в пятницу, 25 сентября. По его словам, «нечего делать российским самолетам с российскими триколорами в украинских аэропортах».
Запрет заработает с конца октября – с введением зимнего расписания.
Мининфраструктуры Украины уже начало информировать российские авиакомпании, попавшие в санкционный список, о том, «что им не будет выдано разрешение о выполнении полетов в украинские города с началом зимней навигации 2015-2016 (то есть с 25.10.2015)». В «Аэрофлоте» и «Сибири» пока не получали уведомлений от украинских авиационных властей. Если запрет все же вступит в силу и рейсы будут отменены, пассажиры смогут вернуть средства в полном объеме, сообщили в «Аэрофлоте». «Пока рейсы между Россией и Украиной выполняются по расписанию», — подчеркнули в «Сибири» и «Аэрофлоте». В «Трансаэро» не ответили на запрос «Газеты.Ru».
О внесении в санкционные списки Украины таких российских авиакомпаний, как «Аэрофлот», «Трансаэро», «Уральские авиалинии», «Сибирь», стало известно на прошлой неделе. 16 сентября президент Украины Петр Порошенко подписал указ о введении нового пакета санкций против России. В списки были включены также «Оренбургские авиалинии», «Ямал», Red Wings, «ВИМ-Авиа», «Газпромавиа» и нескольких других перевозчиков, а также десятки других юридических лиц из России. Всего в списке значатся 25 авиакомпаний из России, в том числе уже не существующие — татарстанская «Ак Барс Аэро» и воронежский «Полет». Однако в отличие от «Аэрофлота» и его «дочек», «Трансаэро» и «Сибири» они не выполняли рейсы на Украину.
Еженедельно из России в украинские аэропорты выполняется более сотни авиарейсов.
Так, у «Аэрофлота» по маршруту Москва — Киев в расписании значатся 35 рейсов в неделю, у «Трансаэро» — 22, у «Сибири» — 14 рейсов еженедельно. Помимо этого, «Аэрофлот» выполняет более 20 рейсов в неделю в Одессу, «Трансаэро» и «Сибирь» летают туда по одному разу в неделю. «Дочка» «Аэрофлота», авиакомпания «Россия», выполняет 7 рейсов еженедельно по маршруту Санкт-Петербург — Киев.
Помимо российских авиакомпаний между аэропортами России и Украины летают украинские авиаперевозчики: «Международные авиалинии Украины» (Москва — Киев, 14 раз в неделю, и Москва — Одесса, 3 раза в неделю), «Днепроавиа» (Москва — Днепропетровск, 14 раз в неделю) и «Мотор Сич» (Москва — Запорожье, 7 раз в неделю).
Москва может принять зеркальные меры, если Киев все-таки закроет воздушное пространство для российских компаний.
С таким заявлением выступил министр транспорта России Максим Соколов. «Если эти намерения будут реализованы в реальные документы авиавластей Украины, которые закроют воздушное пространство для российских компаний, то российские власти будут вынуждены принять зеркальные меры», — заявил Соколов.
Обмен санкционными любезностями болезненно ударит по авиаотраслям обеих стран. Сумма, которую могут потерять из-за запрета полетов российские авиаперевозчики, оценивается в десятки миллионов долларов, передает ТАСС слова президента Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимира Тасуна. В том случае, если будет запрещен и транзит российских авиакомпаний через воздушное пространство Украины, то украинская сторона, а именно «Украэрорух», ежегодно будет терять до $150 млн, заявил бывший экс-заместитель мининфраструктуры Украины Александр Кава в эфире «5 канала».
Украинские санкции больно ударят по российской авиаотрасли: 80% рейсов между странами выполняют российские авиаперевозчики, пояснил «Газете.Ru» независимый авиационный эксперт сотрудник Высшей школы экономики Андрей Крамаренко. Но если Россия может выставить на эти маршруты любую другую авиакомпанию — в России более 100 авиаперевозчиков, и большинство из них не попало в санкционный список, то у Украины в случае зеркальных мер со стороны России выбора почти не будет, добавил он.
Единственная авиакомпания, которая уже сейчас выполняет авиарейсы между двумя странами и не попала в санкционный список, это «ЮТэйр».
Она не была включена украинскими властями в антироссийский санкционный список: отсутствие «ЮТэйр» не объяснялось, но можно предположить, что это связано с тем, что авиагруппа имеет дочернюю авиакомпанию на Украине. Украинская «дочка» «ЮТэйр» не выполняет маршруты в Россию.
Попасть на Украину из России можно будет, кроме рейсов «ЮТэйр», только железнодорожным или автотранспортом.
В этом году Украина осталась в тройке наиболее популярных международных железнодорожных маршрутов, но опустилась на вторую строчку, уступив место Белоруссии. За период с января по июнь 2015 года поездом на Украину было отправлено 1,07 млн человек — почти в два раза меньше, чем за аналогичный период годом ранее.
По данным Ростуризма, по итогам первого полугодия Украина опустилась на шестую строчку в списке наиболее популярных стран для посещения среди российских граждан, тогда как два года назад она занимала первое место.
С января по июнь 2015 года Украину посетили всего 798,5 тыс. российских граждан. За этот же период 2014 года — 1,665 млн человек, а в первом полугодии 2013 года — 3,832 млн человек.