Авиакомпания «Уральские авиалинии» намерена получить от правительства государственные гарантии на сумму не более 870 млн руб. Об этом говорится в материалах Минтранса (имеются в распоряжении «Газеты.Ru»). Соответствующее письмо авиаперевозчик направил в Минтранс в начале августа. «Заявка была получена и находится пока на рассмотрении», — подтвердили «Газете.Ru» в ведомстве. В Минэкономразвития, чья комиссия принимает решение о предоставлении госгарантий, сообщили, что пока не получали запрос от авиакомпании на такую сумму.
В авиакомпании подтвердили, что перевозчик «действительно подал заявку на предоставление госгарантий в размере 870 млн руб. для обеспечения кредитов в коммерческих банках».
Авиакомпания «Уральские авиалинии» уже отправляла в марте 2015 года заявку в МЭР на получение госгарантий для погашения кредита на сумму 2 млрд руб., после чего компании было необходимо сформировать полный пакет документов в соответствии с регламентом. Но документы в МЭР так и не поступили, уточнили «Газете.Ru» в ведомстве.
Обратиться за помощью к правительству «Уральские авиалинии» решили после возникновения проблем с кредитованием. Как сообщал в марте ТАСС со ссылкой на письмо гендиректора перевозчика Сергея Скуратова вице-премьеру Ольге Голодец, во втором полугодии 2014 года один из основных кредиторов авиакомпании, банк ВТБ, остановил кредитование из-за общего негативного отношения к авиаотрасли. Помимо этого, банк повысил процентную ставку по кредиту для «Уральских авиалиний» до 24,47%, тогда как руководство авиаперевозчика просило ставку на уровне «ставки ЦБ плюс 2–3%».
Снизить запрашиваемую сумму с 2 млрд до 870 млн руб. авиакомпания решила в соответствии с условиями предоставления гарантий.
«Обеспечение по привлекаемому кредиту должно состоять на 50% из собственных средств компании и на 50% из государственных гарантий, — уточнили «Газете.Ru» в пресс-службе авиаперевозчика. — В соответствии с последней оценкой, собственные средства авиакомпании составили именно 870 млн рублей».
Положение «Уральских авиалиний» по сравнению с другими крупными авиаперевозчиками можно назвать относительно благополучным. Согласно финансовому отчету за 2014 год, авиакомпании удалось получить чистую прибыль в размере 559,4 млн руб., несмотря на 32,6-процентный рост лизинговых платежей. Авиаперевозчик даже постановил выплатить дивиденды на общую сумму 48 млн руб.
В годовом отчете отмечается резкий рост расходов. Помимо девальвации рубля, повлекшей за собой рост расходов на лизинг (32,6%), аэропортовое обслуживание (33,8%) и авиатопливо (26,4%), негативным фактором стало и падение туристического рынка.
Впервые с 2011 года «Уральские авиалинии» отчитались о сокращении количества чартерных международных рейсов в 2014 году.
Уже по итогам первого полугодия 2015 года авиакомпания получила убыток в 1,044 млрд руб., согласно финансовому отчету по РСБУ. Выручка выросла до 16,76 млрд руб., но при этом компания существенно нарастила краткосрочные обязательства — на 31,7%, с 7,19 млрд до 10,52 млрд руб.
«Уральским авиалиниям» повезло, что они попали в список системообразующих предприятий. Привлечение госгарантий под кредиты может на несколько процентных пунктов снизить ставки банков, — считает авиационный эксперт, сотрудник Высшей школы экономики Андрей Крамаренко. — Но уверенности в том, что даже после снижения запрашиваемого объема госгарантий им удастся что-то получить, нет. На фоне нынешних проблем «Трансаэро» и «ЮТэйра», а также других перевозчиков банки резко повышают ставки для авиакомпаний. Если в прошлом году это было связано с общей экономической ситуацией в стране и повышением ключевой ставки ЦБ, то в этом году наметилась дифференциация по отраслевым рискам. Состояние российской авиации банки-кредиторы оценивают не очень хорошо».