С 1 сентября основной денежной единицей в части Донбасса объявлен рубль. Такое постановление утвердил совет министров самопровозглашенной Луганской народной республики.
Как утверждается в документе, сделано это было «в целях принятия мер по стабилизации финансово-денежной системы, а также в связи с осуществлением финансовых операций на территории Луганской народной республики преимущественно в российских рублях и резким снижением гривневой наличной денежной массы».
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что переход на рублевые расчеты состоялся по двум причинам: во-первых, к этому привели «условия экономической блокады» Донбасса со стороны Киева, во-вторых, привлекательность рубля.
«Рубль, несмотря ни на что, остается валютой, которая сохраняет свою привлекательность, валютой, на которую можно опираться, и, естественно, как международная валюта он, конечно, может везде использоваться», — передает слова Пескова «Интерфакс».
Российский рубль уже имел хождение на территории ЛНР, но с 1 сентября произойдет важное изменение: именно в этой валюте будет формироваться планирование, бюджетная, финансовая и налоговая отчетность.
Производить выплату заработной платы, пенсий и социальных пособий также придется в рублях. Перерасчет будет осуществляться исходя из курса украинской гривны к рублю в соотношении 2:1.
Первые сообщения об интересе ЛНР к российскому рублю появлялись еще год назад. «Конечно, хотелось бы, чтобы это был рубль, но здесь есть ряд вопросов, политических в том числе. Поэтому пока, подчеркиваю, будет гривна. Но я не думаю, что это будет очень долго», — заявлял глава ЛНР Игорь Плотницкий в середине сентября прошлого года. В то же время в декабре 2014 года власти ЛНР заверяли, что в ближайшей перспективе республика не станет покидать гривневую зону и переходить на рубль.
Первым шагом к финансовой независимости от Киева стал запуск собственной банковской системы с января этого года, которая, по задумке правительства ЛНР, должна была замкнуть на себе все финансовые потоки в регионе.
Но уже в феврале на фоне резкой девальвации украинской гривны глава ЛНР Игорь Плотницкий сообщил, что республика намерена перейти на мультивалютную систему расчетов, которая предполагала возможность оплаты товаров и услуг с использованием долларов США, евро, российских рублей и украинских гривен. Переход к официальной мультивалютной системе произошел 15 марта. Тогда решение было вызвано экономической блокадой региона со стороны Киева и, как следствие, дефицитом гривневой наличной денежной массы. В магазинах в основном использовали двойные ценники — в гривнах и рублях.
Как позднее уточнял Плотницкий, «в результате действий Киева, который препятствует восстановлению банковской системы, а также экономики в целом, в ЛНР сложилась тяжелая финансовая обстановка. Налицо нехватка денежной массы в гривне. Поэтому жителям приходится проводить платежи в той валюте, которая есть у них на руках». Выплата зарплат, пособий и пенсий также осуществлялась в той валюте, которая имелась в наличии. При этом в долларах проводили крупные сделки, а в рублях и гривнах — более мелкие, отмечал глава республики.
Уже в конце марта стало ясно, что наибольшей популярностью из всех четырех валют пользуется именно российский рубль.
«К лету рубль значительно заменит гривну, так как с Украиной уже практически отсутствует товарооборот, а значит, гривна отходит на второй план», — отмечал министр финансов ЛНР Евгений Мануйлов. По его словам, «мультивалютная система является временной мерой, и, в конечном итоге, единственной официальной валютой, вероятнее всего, останется рубль». В августе, по данным «Интерфакса», уже больше 80% оборота валюты и совершаемых операций в ЛНР приходится на российские рубли.
Что касается собственной валюты, то ее ЛНР вводить не намеревалась, и в настоящее время власти самопровозглашенной республики такой шаг не планируют. «Свою валюту сейчас было нецелесообразно вводить, так как у нее не будет международного кода, а значит, она будет неэффективна», — объяснял Мануйлов.
Кому выгодно
«Мы не можем печатать корпоративную газету, — рассказывал «Газете.Ru» источник в «Краснодонугле» еще в апреле. — Мы подразделение ДИТЭК и не можем работать не в украинском правовом поле. А в Луганске не осталось ни одной типографии, сохранившей украинскую регистрацию и имеющей возможность получать гривну на счет согласно украинским договорам и с украинским налогообложением».
Все предприятия бизнесмена Рината Ахметова, как известно, остаются в украинском правовом поле. И там, где они сталкиваются с реальностью ЛДНР, любая кооперация буксует. Сначала — по причине отсутствия украинской «прописки», но в последние месяцы — все чаще из-за физического отсутствия гривны на счетах предприятий. Ее доля в выручке в последние месяцы редко превышала 10%. С валютной лихорадкой гривну стали придерживать.
При этом в хождении рубля здесь находят свою выгоду, которую человеку с «большой земли» без дополнительного пояснения не понять.
Директивно введенный в ДНР курс рубля к гривне 2:1 привел к интересным перекосам. «Гривну никто не тратит, --объясняет местный таксист. — Курс 1:2 — для дураков. Но и мы умные. Вот бензин у нас 54 руб. за литр. А в гривне это сейчас, грубо говоря, надо делить на три. То есть 18 грн за литр, ну пусть 9! Ты где на Украине такие цены найдешь? Там бензин по 22---23 грн! Поэтому за бензином уже выгоднее ехать к нам!»
Таких «выигравших» больше, чем кажется. «Есть плюсы и минусы войны. Вот за электроэнергию структурам Ахметова не платим. Но при этом есть электрические сети, которые продолжают выставлять счета. На территориях ЛДНР цены на электроэнергию для предприятий не выросли и составляют 1,6 грн за киловатт. На Украине, говорят, уже 1,8. Но мы-то платим в рублях по курсу 2! То есть 3,2 руб. за киловатт. По реальному курсу получается, что я плачу гривну. Причем только за производственные помещения. За офис надо платить структурам Ахметова, а они денег временно не берут. Уже шестой месяц не могут найти схему оплаты электроэнергии рублями. И так во всем!» — пояснил один из предпринимателей.