Как стало известно «Газете.Ru», в законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан», который был представлен в июле этого года, были внесены существенные изменения.
Наиболее радикальным является предложение Минфина не назначать (не выплачивать) страховую пенсию по старости (а если такая пенсия назначена — то не выплачивать ее) работающим государственным и муниципальным служащим.
В Минтруде, который отвечает за данный законопроект, «Газете.Ru» пояснили, что пенсия по своей правовой природе – это компенсация утраченного заработка и, соответственно, ее выплата должна быть связана с наличием (отсутствием) заработка. «Если заработок не утрачен, то осуществление выплаты страховых пенсий формально утрачивает свое прямое назначение, так как замещать в этом случае нечего», — отметили в ведомстве.
Соответственно, если гражданин уволится с государственной или гражданской службы, то ему будет назначена страховая пенсия в соответствии с законом.
Документ также содержит норму об увеличении возраста, по достижении которого чиновники имеют право на получение пенсии за выслугу лет (ежемесячную доплату к пенсии).
«Сегодня пенсия за выслугу лет госслужащему устанавливается в любое время после назначения страховой пенсии по старости или инвалидности, — говорил ранее министр труда и социальной защиты Максим Топилин. — Теперь же мы прописываем, что возраст, при достижении которого госслужащие смогут обратиться за назначением пенсии за выслугу лет, будет увеличен до 65 лет».
Но для получения пенсии за выслугу придется больше работать. Минимальная продолжительность стажа государственной гражданской службы, дающая право на назначение такой пенсии, увеличивается до 20 лет. «Под раздачу» попадут также депутаты и сенаторы. Для них минимальный период исполнения полномочий, при наличии которого возникает право на установление ежемесячной доплаты к пенсии, вырастет с одного года до пяти лет.
Новая, более жесткая редакция проекта закона, который предполагается ввести в действие с 1 января следующего года, позволит государству сэкономить приличные деньги на выплате чиновникам пенсии.
Экономия средств может составить: в 2016 году — 16 млрд руб., в 2017-м — немногим более 17 млрд руб., в 2018-м — около 19 млрд руб. Таким образом, за три года набирается примерно 52 млрд руб.
Столь существенная экономия вполне объяснима. В России, по данным Росстата, численность работников государственных органов власти и органов местного самоуправления составляла в 2014 году 2,2 млн человек. Это примерно 3% от общей численности занятых (71,5 млн человек).
Стоит отметить, что за последние 15 лет число чиновников выросло почти в два раза — в 2000 году их было всего 1,162 млн человек. Причем наибольший прирост был зафиксирован в 2013–2014 годах, когда армия государственных и муниципальных служащих увеличилась сразу более чем на 600 тыс. человек. Почти все эти люди пополнили региональные органы исполнительной власти. За 15 лет численность сотрудников там выросла в 2,8 раза.
Количество «федералов» на общем фоне невелико. По итогам прошлого года их было всего 49,6 тыс. человек. В 2000-м в федеральных госорганах трудилось 38,8 тыс.
Новации в пенсионном обеспечении серьезно отразятся на доходах пожилых чиновников, которых достаточно много (сколько точно, неизвестно, Росстат такой статистики не дает). Это, безусловно, снизит привлекательность госслужбы, но скорее всего не спровоцирует отток кадров. Экс-чиновник пенсионного возраста – не самый желанный объект для рекрутинговых служб, а переучиваться бывшие госслужащие вряд ли захотят.