В Египте состоялось открытие второй линии Суэцкого канала. Канал был увеличен вдвое, движение по нему теперь будет двусторонним. К тому же было углублено русло первой линии, что позволит более крупным танкерам проходить по Суэцкому каналу.
Расширение транспортной артерии обошлось Арабской Республике в $8,2 млрд.
На строительство 72-километровой линии по первоначальному плану должно было уйти три года. Но глава Арабской Республики Абдель Фаттах ас-Сиси настоял на троекратном ускорении темпов. В результате канал был расширен за рекордные 12 месяцев.
Открытие второго русла повысит ежегодные доходы от Суэцкого канала с $5,3 млрд до $13,2 млрд к 2023 году, а суточную пропускную способность — до 97 судов. Уменьшится и время прохождения — с 18 до 11 часов.
«Благодаря второй линии можно сократить время ожидания, это понизит и расходы на топливо, и прочие затраты», — отметил глава администрации Суэцкого канала Мохаб Мамиш.
Через Суэцкий канал, являющийся кратчайшим морским путем из Азии в Европу, проходит около 8% мирового объема грузов. Канал позволяет на 42% сократить время на маршруте из Персидского залива в Роттердам.
Благодаря Суэцкому каналу грузоперевозчики освобождены от необходимости обхода Африканского континента мимо мыса Доброй Надежды. Сборы от прохода судов через канал составляют значительную часть бюджета Египта, сравнимую по доле с доходами от туристической индустрии.
Строительство первой линии Суэцкого канала началось в 1859 году и заняло десять лет. Им занималась компания La Compagnie Universelle du Canal Maritime de Suez, принадлежащая бывшему французскому консулу в Египте и крупному бизнесмену того времени Фердинанду де Лессепсу. Он заручился поддержкой египетского вице-короля Мухаммеда Саид-паши, добился указа о строительстве от османского султана в Стамбуле и получил концессию на возведение Суэцкого канала. Тогда 44% акций канала было отдано египетскому правительству, 53% — Франции, 3% — другим государствам. По условиям концессии акционерам полагался 71% прибылей, Египту — 15%, основателям компании — 10%.
На протяжении трех лет работы шли без остановки, однако Великобритания, которой строительство канала представлялось совершенно невыгодным, надавила на Османскую империю, которая, в свою очередь, заставила Египет заморозить строительство.
В 1869 году, спустя целых десять лет после начала работ, была проведена торжественная и помпезная церемония открытия канала.
На открытии присутствовали австрийский император Франц-Иосиф, голландские принц и принцесса, прусский принц, императрица Франции Евгения, для которой у пирамид Гизы был построен специальный дворец.
Российскую делегацию в 1869 году возглавлял великий князь Михаил, а вместе с ним присутствовал художник-маринист Иван Айвазовский.
Открытие второй линии Суэцкого канала в 2015 году пройдет в менее помпезной, но все же в весьма торжественной обстановке. В мероприятии, которое проходит в городе Исмаилия на берегу Суэцкого канала, будут участвовать делегации из европейских, африканских, ближневосточных стран — всего из 90 государств. Среди прибывших на церемонию — премьер-министр России Дмитрий Медведев и президент Франции Франсуа Олланд. Для доставки почетных гостей в Исмаилию, находящуюся в 110 км от Каира, столичный египетский аэропорт выделил семь вертолетов.
Затраты на празднования обошлись Египту в $30 млн.
6 августа объявлен в Египте государственным праздником: общественный транспорт, в том числе железнодорожный, парки и музеи работают бесплатно весь день. Торжества пройдут и на центральной площади в египетской столице Каире. По данным египетского издания Ahram, несмотря на жару (около 39 градусов по Цельсию), на ней собрались сотни людей.
Церемония началась с прохода 150-летней круизной яхты президента Египта «Аль-Махруса», которая ходила и по старому руслу Суэцкого канала в год его открытия — в 1869 году.
На борту «Аль-Махрусы» находился президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси. Следом за яхтой по новому руслу Суэца прошел фрегат египетских ВМС «Тахья Миср» («Да здравствует Египет»). В небе над каналом демонстрационные полеты совершили пилотажные группы ВВС Египта на боевых самолетах Rafale и F16, поступивших в текущем году на вооружение из Франции и США соответственно. Они раскрасили небо в цвета египетского флага — красный, белый и черный. Вечером для гостей будет исполнена опера Джузеппе Верди «Аида».
Тем временем аналитики сомневаются в том, последует ли за расширением канала более чем двукратное увеличение доходов.
«Канал всегда будет привлекательным для грузоотправителей, даже без каких-либо улучшений», — отметил Нейл Аткинсон, глава аналитической службы Lloyd's. «С точки зрения судоходной промышленности эта инициатива была несколько неожиданной, — рассказал изданию Bloomberg Ральф Лещински, руководитель сингапурского судового брокера Banchero Costa. — Там не было насущной необходимости в этом или запросов со стороны потребителей».
По данным Bloomberg, даже первая линия Суэцкого канала еще не полностью восстановилась от финансового кризиса конца прошлого десятилетия: несмотря на общее увеличение тоннажа, провозимого по каналу, количество судов все еще на 20% ниже уровня 2008 года и только на 2% выше, чем в 2005 году.
Еще одним сдерживающим фактором для Суэцкого канала может послужить развитие Северного морского пути, анонсированного Россией. О том, что Севморпуть, проходящий по морям Северного Ледовитого океана у берегов России, может стать альтернативой Суэцкому каналу, говорил еще в 2013 году президент России Владимир Путин. Так, например, если расстояние, которое проходят суда из Мурманска в Японию через Суэцкий канал, составляет 12 840 морских миль, то Северным морским путем — только 5770 морских миль. Это может значительно удешевить стоимость перевозок, отмечал на Петербургском экономическом форуме генеральный председатель правления ПАО «Совкомфлот» Сергей Франк.
Впрочем, пока о реальной конкуренции между Суэцким каналом и российским Севморпутем говорить не приходится: доля последнего в мировом судоходном грузообороте ничтожно мала.
В целом на возможное замедление темпов прироста грузооборота в Суэцком канале может повлиять общая негативная тенденция на рынке судовой грузоперевозки. О непростой ситуации в грузовом судоходстве свидетельствует и тот факт, что Baltic Dry Index (BDI), отражающий стоимость перевозок сухого груза (уголь, руда, зерно и пр.) морем по двадцати основным торговым маршрутам, в феврале текущего года упал до рекордно низкой отметки в 509 пунктов. Для сравнения — в 2008 году он достиг отметки в 11 793 пунктов.
Что касается сокращения времени ожидания, о котором заявляют египетские власти, то «в настоящее время скорость не является ключевым фактором для контейнерных перевозок», заявила в разговоре с Bloomberg Мишель Берман, глава департамента операционного риска международного рейтингового агентства Fitch. По ее словам, на рынке уже заметен существенный профицит провозных емкостей в грузовом судоходстве.