Украинский Приватбанк миллиардера Игоря Коломойского подал иск в суд о защите утраченных в Крыму активов. «Приватбанк совместно с финансовой компанией «Финилон» инициировали против России арбитражное разбирательство о защите утраченных в Крыму инвестиций. Арбитражный суд сформирован и будет осуществлять разбирательство в соответствии с ЮНСИТРАЛ», — заявил представитель пресс-службы банка. Сумма иска и размер потерь Приватбанка не раскрываются.
В сентябре 2014 года Коломойский заявил, что намерен подать иск в Гаагский трибунал на возмещение Россией $2 млрд за принадлежащее ему в Крыму и Москве имущество, арестованное российскими властями.
Тогда же миллиардер объявил, что уже подготовлен первый иск — по поводу здания аэровокзала в аэропорту Бельбек. «Там я участвовал в акционерном капитале. Когда его арестовали, я написал письмо Дмитрию Анатольевичу Медведеву, такая процедура юридическая. В течение шести месяцев он должен на него ответить, готов ли он мне добровольно возместить мои убытки. После этого иск подается в Гаагский трибунал по коммерческим вопросам. Там небольшая сумма, $15 млн», — рассказал бизнесмен.
Помимо Приватбанка иск против России в среду подал и принадлежащий украинскому правительству Ощадбанк. По словам премьер-министра Украины Арсения Яценюка, банк оценивает понесенные убытки на сумму 15 млрд грн в связи с присоединением Россией Крыма.
Иск подается также на основании арбитражного регламента ЮНСИТРАЛ — Комиссии ООН по праву международной торговли. Устанавливаемые арбитражным судом сроки для представления письменных заявлений (включая исковое заявление и возражения по иску) не должны превышать 45 дней, однако суд вправе продлить сроки, если находит это оправданным.
Основанием для подачи исков о компенсации против России является соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций между правительством Российской Федерации и кабинетом министров Украины от 27 ноября 1998 года. Ранее, опираясь на это соглашение, российская «Татнефть» подавала иск к правительству Украины за национализацию Кременчугского НПЗ, и этот иск был удовлетворен в 2014 году.
Украина начала применять принцип «зеркального ответа», считает украинский политолог, председатель правления Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко.
«Нужно помнить, что нечто подобное происходило и в России. Такое случалось и в прошлом году, продолжается и сейчас. Например, была арестована российская фабрика президента Петра Порошенко, — говорит эксперт. — Была отобрана собственность украинских предприятий и банков в Крыму». Организации потеряли часть оборотных средств, поэтому причины у них более чем весомые.
«Я думаю, что эти иски — только начало, потому что финансовые претензии Украины только по поводу одного Крыма очень большие. Разбирательства будут не только на территории Украины, претензии к России будут рассматриваться в международных судебных институциях», — убежден Фесенко.
У Приватбанка были серьезные потери в Москве и других городах России. 1 сентября 2014 года приставы изъяли принадлежащий группе «Приват» гостинично-оздоровительный комплекс «Таврия» в Крыму, а 3 сентября власти Крыма приняли решение о национализации всего имущества Коломойского. 18 сентября началась инвентаризация имущества и изъятие документации принадлежащего губернатору Днепропетровской области санаторного комплекса «Форос» в Ялте. По независимым оценкам, каждый комплекс стоит по меньшей мере $20 млн.
Также были национализированы пять земельных участков в поселке Форос общей площадью более 65 га, нефтебаза в Инкермане, газозаправочная станция и 16 АЗС.
Исполняющий обязанности главы Крыма Сергей Аксенов пояснил, что имущество бизнесмена будет продано с торгов, а вырученные деньги будут направлены на возмещение вкладов жителей Крыма в Приватбанке.
В начале сентября 2014 года в Москве было арестовано здание бизнес-центра «Поварская плаза», расположенного на улице Поварской, 10, строение 10, в центре Москвы, часть которого, по данным Следственного комитета России, принадлежит Коломойскому.
«Оценить шансы на успех иска не представляется возможным, поскольку заявление конфиденциально, — считает партнер King & Spalding Илья Рачков. — В международных инвестиционных арбитражах истцы, как правило, требуют выплаты компенсации, а не восстановления прав на изъятое у них имущество (реституции)».
Впрочем, по мнению Фесенко, объявление об иске в данный момент может быть связано с делом ЮКОСа. «Как правило, такие иски готовятся очень серьезно, но возможно, что исполнение судебных решений по делу ЮКОСа ускорило этот процесс», — считает эксперт.