Денег недостаточно
— Зачем понадобилось сливать воедино Агентство кредитных гарантий (АКГ) и МСП-банк?
— Никакого слияния не происходит. Создается единая структура, которая будет действовать по принципу «одного окна». Раньше функции господдержки были распылены. За МСП-банком были кредиты, а также гарантии среднему бизнесу. За АКГ — только гарантийная поддержка. Кроме того, линии содействия МСП были у Минпромторга, Минздрава, Минтруда, а также Минэкономразвития, которое должно было координировать этот процесс. Видимо, государство решило, что этого уровня координации недостаточно. И нужна одна госкорпорация с региональным присутствием, поскольку в регионах также действуют различные органы поддержки МСП.
— Насколько выбранный формат госкорпорации можно назвать эффективным?
— Это определит правительство. Мы не комментируем эти действия.
— Как будет формироваться новая структура?
— Это будет происходить следующим образом. АКГ, учредителем которого является Росимущество, занимается только выдачей гарантий.
Поскольку у него государственная структура и форма юридического образования совпадает с той, которая будет у новой корпорации, принято самое простое решение: переименовать АКГ в Корпорацию по поддержке малого и среднего бизнеса.
Для МСП-банка практически ничего не изменится. У нас останется банковская лицензия, а по функционалу добавятся гарантийные задачи, которые стоят перед АКГ. Кроме того, у нас изменится основной акционер. Сейчас это на 100% Внешэкономбанк (ВЭБ). На первом этапе ВЭБ передаст наши акции в доверительное управление новой корпорации, а дальше внесет их в уставный капитал. Таким образом, у компании будут два акционера — ВЭБ и Росимущество.
— Каков будет бюджет объединенной структуры?
— По предварительным оценкам, если суммировать капитал АКГ и наш, — порядка 80 млрд руб.
— Каким образом долю государства в структуре планируется снизить со 100 до 50%? Кто войдет в капитал?
— Пока нет четкого понимания, кто это будет.
— МСП-банк довольно давно на рынке. Вы довольны, что войдете в госкорпорацию и у вас появится новый начальник в виде правительства?
— Для нас самое главное — это объем ресурса, который мы получаем от государства, в виде депозитов ФНБ, вкладов в капитал, льготного рефинансирования в Центральном банке. Чем он выше, тем больше объем льготного долгосрочного ресурса, который мы готовы предоставить бизнесу. И здесь мы, конечно, не очень довольны, потому что за последние несколько лет государство недостаточно вкладывалось в эти направления.
— А сколько, вы считаете, достаточно?
— Бизнесу нужны долгосрочные ресурсы, которых у государства, к сожалению, очень мало. Но надо принимать во внимание, что бизнес всегда эти цифры завышает. Когда банк рассматривает проекты, сумма снижается. Так что, сколько бы я ни назвал, все равно будет, скорее всего, недостаточно.
— Нет, все-таки на поддержку МСП идут определенные деньги. Вы считаете, что эта сумма недостаточна. В таком случае какой транш был бы логичнее в текущих условиях?
— Если мы возьмем рынок кредитования, то государственная программа льготного долгосрочного фондирования составляет около 2%. Чтобы государство стало на рынке более заметным, чтобы задавать тон, доля должна увеличиться хотя бы до 10–15%. Этого вполне достаточно. И если за 5–8 лет мы этого достигнем, тогда можно будет сказать, что государство действительно обеспечивает весомую часть долгосрочного ресурса, который стимулирует МСП.
Можно пойти в Сбербанк
— Вице-премьер Игорь Шувалов пообещал, что новая организация начнет работу с 1 июля. И что в действительности произойдет? Корпорация уже летом начнет выдавать кредиты и гарантии?
— До 1 июля, что может успеть случиться... АКГ, наверно, успеет переименоваться.
— А собственно говоря, что тогда должно измениться? Хорошо, вас переименуют, вы будете существовать в рамках единой структуры, и какой это даст эффект?
— Сначала организация должна быть юридически оформлена, должен быть назначен руководитель, утверждена стратегия корпорации — вот тогда и будут определяться задачи.
— То есть у нас сначала создается организация, и только потом придумывается, зачем она? Не логичнее наоборот?
— Все-таки есть стратегия по стимулированию МСП, которая определена Госсоветом.
— По данным Счетной палаты, на конец 2014 года государственная гарантийная поддержка через АКГ составила 2,1 млрд руб., это 5,3% от потенциальных возможностей. С чем это связано?
— Счетная палата приводит некорректные цифры. Нельзя считать, что если, к примеру, вам выдали 50 млрд руб. капитала, то уже завтра эта сумма будет реализована в виде гарантий. На практике, кстати, цифра должна быть больше, исходя из нормы риска, — примерно 220–230 млрд руб. А в России хотят, чтобы вчера организация открылась, сегодня посадили саженцы, а завтра уже яблоки собирать. Есть минимальный цикл. А у нас АКГ только в прошлом году создали, а уже хотят, чтобы был мгновенный результат.
— Новой госкорпорации дадут время поработать и показать результаты? Или будет как с АКГ?
— Посмотрим. Мы показываем результат каждый год. У нас, как у банка, все на виду: вот активы, вот пассивы.
— Насколько малому и среднему бизнесу будет сложно получить деньги в госкорпорации? Даже сейчас многие жалуются, что невозможно соответствовать всем требованиям и в итоге проще взять кредит в Сбербанке.
— Можно и в Сбербанке. Или в ВТБ, Россельхозбанке, Промсвязьбанке и других. Сейчас ставка у рыночных игроков 20% плюс. Если же они хотят профинансировать долгосрочный инвестиционный проект МСП по ставке 10% плюс, то придется соблюсти все требования, которые выдвигаются государством. Поэтому да, льготный ресурс будет доступен не всем.
— Насколько вы зависите от ставки ЦБ, которая остается довольно высокой?
— У нас нет привязки к ставке Центробанка. Ставка по нашей программе рефинансирования в ЦБ составляет 6,5%.
Мы, разумеется, зависим от стоимости фондирования со стороны государства. Оно происходит в нескольких форматах. Государство создает корпорацию с капиталом порядка 80 млрд руб. Потом оно, к примеру, считает, что этого недостаточно, и увеличивает сумму еще на 100 млрд руб. Так, в 2009 году нам был предоставлен депозит 30 млрд руб. из ФНБ по 6,25%. Разумеется, важный источник — ЦБ. Когда регулятор поднял ставку до 17%, для нас она осталась 6,5%. Но при этом лимит был увеличен до 50 млрд руб. Сейчас по этой программе можно рефинансировать кредит по ставке 6,5% до 1 года. На прошедшем ПМЭФ зампред ЦБ Дмитрий Тулин сказал, что этот срок будет удлинен до 3 лет. Это существенно увеличит наши возможности.
— Бизнесом выбираются все средства, которые вы готовы предложить?
— У нас полная выборка, 100%. Наоборот, их всегда не хватает. Проблема есть с выборкой средств, которые идут по линии министерств. Эти ресурсы не осваиваются регионами.
— С чем это связано?
- С принципом софинансирования. То есть кроме доли федерального бюджета должна быть хоть и маленькая, но доля регионального бюджета. А в каком плачевном состоянии у нас региональные бюджеты, думаю, всем известно.
Отобрать у Минэкономразвития
— Я правильно понимаю, что в перспективе госкорпорация может получить часть функционала по поддержке МСП, в том числе Минэкономразвития?
— Да, об этом говорят и в Минэкономразвития.
— Функционал заберете вместе с финансированием?
— Сейчас Минэкономразвития реализует региональную программу поддержки на 20 млрд руб. в год. Если министерство говорит, что этот функционал перейдет в корпорацию, значит, эти 20 млрд в год по бюджету тоже перейдут туда. Что особенно важно, эти ресурсы являются бесплатными и безвозвратными, то есть они превратятся в тот самый источник долгосрочных дешевых средств.
— Создав новую структуру, у государства есть понимание, кого именно оно хочет кредитовать? Малый и средний бизнес разный.
— Понятно, что всему МСП помочь невозможно. Поэтому обязательно будут выделены приоритетные сегменты.
— То есть корпорация будет кредитовать только определенные сектора, отправляя остальных в другие банки?
— Если стратегия организации совпадет с реализуемой в МСП-банке, то кредиты будет получать производственный малый и средний бизнес. В частности, речь идет о сегментах электроэнергетики, биотехнологий и другие.
— Есть ли шанс у индивидуальных предпринимателей получить кредит или гарантию у этой структуры?
— Думаю, есть. Центробанк объявил, что планирует расширить систему рефинансирования кредитов, в том числе по линии ИП.
— Насколько выдаваемые министерствами и госструктурами деньги способны реально улучшить ситуацию с бизнес-климатом и развернуть тренд в сторону увеличения доли МСП в структуре ВВП?
— Если, как говорил бизнес-омбудсмен Борис Титов, власти перестанут действовать по схеме «шаг вперед — два назад», то доля МСП с текущих 20% ВВП начнет расти. Надежды, что эта новая госкорпорация решит все проблемы малого бизнеса, быть не должно. Это комплексная проблема, которая затрагивает и госадминистрирование, и налоговую политику, прибавьте сюда сложные взаимоотношения между министерствами и ведомствами. Государство должно определиться и последовательно вести стимулирующую политику.