Совет ЕС официально принял решение продлить экономические санкции против России до 31 января 2016 года, сообщила пресс-секретарь верховного представителя ЕС по внешней политике Майя Коцьянчич в своем твиттере.
#EU extended economic sanctions against #Russia until 31 January 2016, with a view to complete implementation of #Minsk agreements.
— Maja Kocijani (@MajaEUspox) 22 июня 2015
«ЕС продлил экономические санкции в отношении России до 31 января 2016 года в целях выполнения ею минских соглашений», — уточнила представитель внешнеполитической службы ЕС Сюзан Кифер в своем официальном блоге.
EU has extended economic sanctions against Russia until 31 January 2016, with a view to complete implementation of Minsk agreement.
— Susanne Kiefer (@Susanne_Council) 22 июня 2015
Санкции ЕС подразумевают ограничения в области финансового рынка:
граждане и компании ЕС не могут покупать или продавать новые ценные бумаги или аналогичные финансовые инструменты со сроком погашения более 30 дней, выпущенные пятью государственными банками (Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк и Внешэкономбанк), тремя энергетическими компаниями («Роснефть», «Транснефть» и «Газпром нефть») и рядом оборонных предприятий России.
Также запрещается предоставление кредитов госбанкам, экспорт высокотехнологичного оборудования в области энергетики, продажа оружия и некоторых видов гражданских товаров военного назначения.
О решении продлить санкции было известно уже на прошлой неделе. 22 июня этому решению предстояло лишь пройти формальную процедуру одобрения.
Ранее ЕС продлил санкции против Крыма и Севастополя.
В заявлении Совета ЕС по экономике и финансам (Ecofin) уточнялось, что «действие запретительных мер ЕС в отношении незаконного включения в состав России Крыма и Севастополя» продлено до 23 июня 2016 года.
Санкции против Крыма, в частности, подразумевают запрет на экспорт товаров, услуг и технологий, импорт товаров, происходящих из Крыма и Севастополя, инвестиции в этот регион, покупку недвижимости или других объектов на территории полуострова. Запрещена инвестиционная деятельность европейских финансовых учреждений на территории Крыма. Ограничения касаются также туристической сферы, а именно — запрет на вхождение европейских круизных кораблей в крымские порты, за исключением экстренных случаев. Ряд ограничений касаются также транспортной, телекоммуникационной, энергетической и энергетической сфер.
Первые санкции со стороны ЕС в виде замораживания активов и запретов на въезд были одобрены 17 марта 2014 года в связи с присоединением Крыма и Севастополя к территории России. 1 августа 2014 года ЕС ввел экономические санкции против России, которые были расширены в сентябре 2014 года.
С 7 августа 2014 года Россия в ответ ввела запрет на поставки говядины, свинины, фруктов, птицы, сыров и молока из стран ЕС, США, Австралии, Канады и Норвегии.
Российские власти уже предупредили европейских партнеров о том, что в случае продления антироссийских санкций последуют ответные меры. Россия будет продлевать продуктовое эмбарго, если ЕС примет решение оставить в силе санкции против России еще на полгода, заявил на прошлой неделе вице-премьер Аркадий Дворкович. После объявления об официальном решении Совета ЕС продление ответных санкций подтвердил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. По его словам, «в санкционном обмене принцип взаимности — это основа нашего подхода».
Санкции ЕС против России могут обойтись Евросоюзу в €100 млрд и 2 млн рабочих мест, писала газета Die Welt со ссылкой на данные Австрийского института экономических исследований. Примерные потери Италии оцениваются в 200 тыс. рабочих мест, Франции — около 150 тыс. рабочих мест. Сильнее других санкции почувствует Германия: продуктивность экономики может упасть на процентный пункт, предрекают австрийские исследователи.
Экономика России в результате воздействия санкций и падения нефтяных цен потеряла около $200 млрд, оценивал в январе 2015 года глава Минфина Антон Силуанов.
По его словам, из этой суммы наибольшая часть — результат падения цен на нефть, а «дефицит капитала из-за санкций составляет $40–50 млрд».
Основной удар западных санкций принял на себя российский банковский и финансовый сектор, столкнувшийся с трудностями фондирования и проблемами доступа к глобальным рынкам капитала. Впрочем, «те компании и банки, которые оказались в санкционном списке, уже давно смогли перестроить свою работу с учетом действующих санкций.
Надежд на то, что санкции будут сняты, было очень мало», — рассказывает главный экономист БКС Владимир Тихомиров.
По его словам, российский бизнес за время действия санкций смог переориентироваться на другие источники капиталовложений. «Кто-то фондируется на азиатских рынках, которые не затронуты санкциями, кто-то находит средства через развитие двусторонних проектов, кто-то ориентируется на внутренний рынок или прибегает к помощи Центробанка или правительства, занимая через операции РЕПО или валютные свопы», — объясняет Тихомиров, добавляя, что «в ближайшие пару лет никаких критических ситуаций, связанных с обслуживанием внешнего долга, не ожидается».