Украина ужесточила пересечение линии разграничения между подконтрольными и неподконтрольными официальному Киеву территориями на востоке страны. Служба безопасности опубликовала на своем сайте обновленный порядок пересечения линии соприкосновения. В документе, который уже вступил в силу, сказано, что все товары могут поставляться в оккупированные районы Донецкой и Луганской областей исключительно железнодорожным транспортом.
Исключение предусмотрено для продуктов питания и медикаментов: их можно ввозить лишь в качестве гуманитарной помощи либо в сумках местных жителей. Причем вес ручной клади не должен превышать 50 кг.
Обходные пути
Фактически официальный Киев устроил экономическую блокаду для самопровозглашенных республик. До опубликования нового порядка завозить товары на неподконтрольные территории было разрешено. Но для этого необходимо было получить специальное разрешение государственной фискальной службы, рассказывает директор транспортной компании, пожелавший остаться неназванным. За отведенные на оформление две недели налоговики проверяли деятельность компании-поставщика и при помощи силовиков удостоверялись, что заявитель не финансирует терроризм.
«Критерии, по которым выдавали разрешения, были достаточно размыты. Поэтому только половина компаний оформляла свои грузы легально», — поясняет собеседник «Газеты.Ru».
Оставшаяся половина транспортных компаний пользовалась нелегальными схемами.
Одна из них — это договориться на блокпостах. Заместитель начальника главного управления МВД в Донецкой области Илья Кива рассказывает, что «за проезд» фуры платят от 50 тыс. до 150 тыс. грн. Пресечь же нелегальные поставки было практически нереально. Если фуры разворачивали, то на следующий день они появлялись вновь. «Когда идет 20-тонная фура, на которой предприниматель или контрабандист зарабатывает в пять раз больше, чем вкладывает, то он может отдать часть заработка», — заявил Кива в интервью радио «Свобода».
Еще один вариант — это проехать по неприметным дорожкам, которые никем не охраняются. По подсчетам специалистов, сегодня Украина плохо контролирует 70–80% линии разграничения с зоной АТО.
Третий вариант — поставлять товары через Крым.
Эксперт по национальной безопасности Информационно-аналитического центра Владимир Полевой поясняет, что Украина сама создала легальную схему для контрабанды. «В августе-сентябре 2014 года Верховная рада принимает, а президент, в свою очередь, подписывает закон «О создании свободной экономической зоны «Крым» и об особенностях осуществления экономической деятельности и временно оккупированной территории Украины», — говорит он. И поясняет, что, согласно закону, товары и операции с Крымом не облагаются налогами, если контрагенты имеют украинскую регистрацию. Это позволяет беспрепятственно и без потерь для бизнеса доставить товар на полуостров.
Россия поступила подобным образом и 29 ноября 2014 приняла федеральный закон «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь». Этим законом были введены специальные условия вывоза товаров из СЭЗ Республики Крым на территорию РФ. «Согласно ст. 18 российского закона, крымские перевозчики получили право не проходить таможенные процедуры при въезде на материковую часть РФ», — поясняет Владимир Полевой. Все это позволяет украинским дистрибьюторам завозить товар на территорию Крыма, а местным жителям доставлять товар в любой уголок России либо в Донбасс.
Контрабанда будет расти
Решение о запрете ввоза продуктов и медикаментов носит политический характер. По мнению политолога, эксперта по международным вопросам Александра Палия, украинские власти не хотят, чтобы производители платили деньги незаконным образованиям. А им приходится это делать — в виде налогов или иных сборов пополнять казну непризнанных республик. «Украинских солдат будут убивать за украинские деньги», — поясняет Палий логику чиновников.
Еще одна возможная цель введенных ограничений — вызвать недовольство местных жителей, которые могут обвинить глав самопровозглашенных республик в ухудшении своего уровня жизни.
Это якобы позволит усилить лояльность к официальному Киеву.
Но установленные запреты не заставят бизнес отказаться от работы с Донбассом, считает директор транспортной компании, пожелавший остаться неназванным. «Наценка на эти товары составляет как минимум 300%. Это прекрасный бизнес, который сейчас приносит десятки миллионов гривен в год», — настаивает предприниматель.
Подтверждает его слова и президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
При этом поставки, напоминает эксперт, могут идти как в одну, так и в другую сторону. Уровень жизни украинцев стремительно падает, и это создает прекрасное поле для контрабанды: население готово приобретать, например, несертифицированную технику или алкоголь без акцизной марки, но на 50% дешевле. Спрос, как известно, рождает предложение. И уже сейчас можно предположить, что поставки нелегальной продукции через границу с Донбассом будут только расти. «Не секрет, что граница сейчас чисто условная и провезти в страну можно все, что угодно», — замечает Охрименко.
Наводнение украинских рынков нелегальной продукцией может ударить по легальному бизнесу.