Правительство может отменить индексацию пенсий на уровень инфляции с 2016 года. «Такие идеи у нас есть», — признал в среду глава Минфина Антон Силуанов (цитата по агентству «Интерфакс»). Решения пока нет — индексацию пенсий обсудят в правительстве на следующей неделе.
«Мы не можем отказаться от наших социальных обязательств. Было заявлено, что мы будем выполнять их в полном объеме. А вопрос увеличения надо обсуждать. Мне кажется, это правильно», — добавил Силуанов.
Повышать пенсии как раньше может не позволить бюджет. «Чтобы обеспечить балансировку бюджета в тех параметрах, которые мы себе намечали, по сокращению дефицита бюджета, надо принимать какие-то решения», — пояснил министр финансов.
Существующее пенсионное законодательство предполагает обязательную индексацию, напоминает представитель вице-премьера Ольги Голодец Алексей Левченко, и существующая стратегия развития пенсионной системы не предусматривает отказа от этой практики.
Как пояснили «Газете.Ru», предложение Минфина в социальном блоке не обсуждалось.
Дополнительный трансфер Пенсионному фонду России (ПФР) в 2016 году, по словам министра труда Максима Топилина, составит 340 млрд рублей.
«Мы предусмотрели соответствующий трансфер в бюджете Пенсионного фонда. Сейчас эти проектировки находятся на рассмотрении в Минфине, — уточнил глава Минтруда. — То есть мы готовим все пока по нормальной схеме».
«Недавно Владимир Путин говорил, что надо иметь сердце», — напоминает экономист Евгений Гонтмахер. Во время апрельской «Прямой линии» Путин, отвечая на реплику экс-министра финансов Алексея Кудрина, высказался против сокращения зарплат и повышения пенсионного возраста в кризис, пояснив, что «если мы хотим, чтобы люди нам доверяли, то нужно иметь не только голову, но еще и сердце».
«Так вот если включить сердце, то это бесчеловечно», — говорит Гонтмахер.
Пенсионеры — пусть не самая бедная часть населения России, но, несомненно, одна из наиболее уязвимых, особенно, подчеркивает Гонтмахер, одинокие пенсионеры. Понижение уровня индексации пенсий, по его словам, будет воспринято болезненно.
«Но если включить разум, то деваться некуда», — рассуждает Гонтмахер. Директор Института стратегического анализа ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев отмечает, что средств государственного бюджета не хватит на полную индексацию.
По прогнозу ФБК, инфляция в 2015 году составит 18% — компания исходит из того, что осенью последует вторая волна снижения курса рубля. Официальный прогноз ниже. Минфин и Центробанк ждут инфляцию по итогам 2015 года около 11%, Минэкономразвития — не более 11,9%.
По мнению Николаева, совсем отказываться от индексации пенсий не станут («у нас парламентские выборы в 2016 году»), но могут индексировать на коэффициент 5,5%, как индексируются прочие бюджетные выплаты.
Высвободившиеся бюджетные средства, полагает Гонтмахер, пойдут на покрытие растущих оборонных расходов.
Россия, как показал вышедший в среду Глобальный индекс миролюбия (GPI) от The Institute for Economics and Peace, занимает третье место в десятке стран с наибольшими тратами на вооруженные конфликты. По данным отчета GPI, Россия направила на вооруженные конфликты $354 млрд, что в два раза меньше аналогичного показателя по Китаю ($898 млрд). США тратят на вооруженные конфликты почти в шесть раз больше, чем Россия ($2,03 трлн).
Для того чтобы отказаться от существующего порядка индексации, придется принимать специальный закон, уточняет Гонтмахер. «То есть это будет не решение на один год. Видимо, правительство решило, что кризис затянется надолго», — делает вывод экономист. Пока прогнозы Минэкономразвития говорят о том, что ВВП сократится в 2015 году на 2,8%, но уже в 2016 году начнется рост экономики. По прогнозу МЭР, ВВП в 2016 году вырастет на 2,3%, в 2017 году — на 2,3%.