Российские туристы рискуют встретить высокий летний сезон незащищенными от рисков банкротства туроператоров. В последние несколько месяцев Банк России приостановил действие лицензии либо ввел временное управление в нескольких страховых компаниях, занимающихся страхованием финансовой ответственности туроператоров.
Действие лицензий приостановлено у страховых компаний «Артекс», «Авеста» и «Коместра». Временная администрация назначена в «Авангард Полис». Самым громким шагом регулятора, который взбудоражил туристический рынок, стала приостановка действия лицензии страховой компании «Лойд-сити».
Компания страхует более 270 туроператоров. На ее долю приходится более 15% от общего числа всех туроператоров по международному и внутреннему туризму с финансовым обеспечением от 10 млн руб. Совокупный объем финансовых гарантий превышал 5 млрд руб., уставный капитал компании значился на уровне 150 млн руб.
Страховщик не соблюдал требования финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, уточнил в пресс-релизе регулятор. «Лойд-сити» лишилась права заключать договоры страхования и вносить изменения в уже заключенные договоры.
Среди клиентов «Лойд-сити» — известные российские туроператоры: «Тез Тур», «Максимайс», «Европорт», «Солеанс тревел», «Чайка-Тур», «ДСБВ-Сервис», компания «Юго-стар», «Интрэвел Столешники», «Санрайз трэвел», «Конкорд трэвел», «Карибский клуб», «Турэкспресс», «Джаз тур», «Арона Турс-Авиа», «Амиго-Клуб». Некоторые из них имели гарантии на 100 млн руб., в том числе екатеринбургская компания «Европорт» и туроператор делового туризма «Максимайс».
Согласно российскому законодательству, страховщики с приостановленной лицензией обязаны продолжать принимать заявления о наступлении страховых случаев и самое главное — исполнять обязательства. А туроператоры, застрахованные в этих компаниях, не должны быть исключены из единого реестра Ростуризма, поскольку приостановление лицензии у страховщика не является причиной для такого исключения.
«Отзыв лицензии не является свидетельством банкротства и приостановки деятельности страховой компании, и это не означает, что все туроператоры должны срочно менять страховщика и перестраховываться в других страховых компаниях», — заявили «Газете.Ru» в пресс-службе «Тез Тура», который имел страховку в «Лойд-сити» на 40 млн руб. Представитель туроператора добавил также, что основной партнер «Тез Тура» — страховщик ВСК, в котором компания имеет финобеспечение на 100 млн руб.
Но трудности у туристов все же могут начаться, как показывает практика.
Это может произойти в том случае, если туроператор решит приостановить свою деятельность. Тогда туристам, купившим путевки в этой компании, придется обратиться в страховую компанию с приостановленной лицензией. По закону, несмотря на отзыв лицензии, страховщик обязан исполнить свои обязательства. Но на практике так происходит не всегда, как, к примеру, в случае со страховой фирмой «Возрождение».
В этой компании были застрахованы многопрофильные туроператоры, которые в прошлом году приостановили свою деятельность: «Нева», «Солвекс-Турне», «Верса», «Лабиринт». Общая сумма фингарантий по этим компаниям составляла порядка 500 млн руб. Осенью 2014 года «Восхождение» в судебном порядке потребовали признать банкротом, в феврале 2015 года в компании было введено конкурсное производство. Большинство туристов не получили в полном объеме страховых выплат, связанных с банкротством туроператоров.
В настоящее время второе место после «Лойд-сити», являющейся крупнейшим страховщиком турбизнеса, занимает дальневосточная страховая компания «ДальЖАСО».
На ее долю приходится около 13% от общего числа всех туроператоров с финобеспечением от 10 млн руб. Совокупный объем финансовой ответственности у этого страховщика превышает 3,5 млрд руб. Уставный капитал при этом составляет 180 млн руб. Представитель «ДальЖАСО» не ответил на запрос «Газеты.Ru».
Около 3 млрд руб. финансовой ответственности несет страховая компания «Либерти Страхование» (уставный капитал — 480 млн руб.), около 2 млрд руб. — у ВСК (уставный капитал — 3,2 млрд руб.). Совокупный объем финансового обеспечения туроператоров на сумму около 1,5 млрд руб. имеют страховщики «Евроинс» (уставный капитал — 400 млн руб.), «Универс-Гарант» (уставный капитал — 630 млн руб.), «Якорь» (уставный капитал — 480 млн руб.). На 1 млрд руб. имеется договоров у компании «ЕРВ Туристическое Страхование» (уставный капитал — 120 млн руб.), основным заказчиком которой являются различные юридические лица туроператора «Пегас Туристикс».
«Обязательства любого страховщика могут в сотни раз превышать размер его собственных средств. Для этого на страховом рынке используется инструмент перестрахования», — объяснила «Газете.Ru» исполнительный директор «ЕРВ Туристическое Страхование» Юлия Алчеева. По ее словам, раньше российские страховые компании в основном перестраховывали друг друга по финансовой ответственности туроператоров, но в последнее время все больше договоров либо остается на полном удержании, либо страховщик вообще уходит с рынка страхования туроператоров из-за высоких рисков.
В результате прошлогодних банкротств многие страховщики предпочли отказаться от рискованного сегмента рынка. А те компании, которые остались на рынке туроператорского страхования, резко повысили взносы при заключении договоров о финансовой гарантии.
«Доверие к рынку было подорвано, и крупные игроки стали очень осторожно и тщательно подходить к вопросу страхования туроператоров, — заявила «Газете.Ru» пресс-секретарь Ростуризма Ирина Щеголькова. — На рынке осталось мало крупных игроков, работающих с турбизнесом, и проблема заключения и перезаключения договоров о финансовой гарантии стоит остро перед участниками рынка».
Проблему с нежеланием крупных страховых компаний работать с туристическим рынком признают и во Всероссийском союзе страховщиков (ВСС). «Непрозрачность туристического рынка побуждает все большее число страховых компаний отказываться от страхования ответственности туроператоров», — объяснил президент ВСС Игорь Юргенс. По его словам, проблема заключается, в частности, в том, что многие туроператоры страхуют свою ответственность на сумму, во много раз меньше, чем их обязательства перед туристами. Это приводит к тому, что «страховщики вынуждены в соответствии с действующим законодательством производить выплаты пропорционально, то есть во столько же раз ниже реальных убытков».
Из-за нежелания страховых компаний работать с туротраслью стоимость финансового обеспечения возросла в несколько раз за последний год.
«В этом году страховка стоит около 350 тыс. руб., а раньше мы платили за нее 75 тыс. руб., — рассказал «Газете.Ru» источник в одной из туроператорских компаний. — Осенью нам еще предлагали тариф в 210 тыс. руб. за страховку на 30 млн руб., в этом году — от 270 тыс. до 400 тыс. руб.».
«Тариф по страхованию серьезно изменился, — подтвердила Алчеева. — Если в прошлом году встречались котировки в размере до 1% от страховой суммы, то сейчас это тариф не ниже 1,5–2% от страховой суммы».
На этом, по всей видимости, и сыграли в страховой компании «Лойд-сити», стремительно нарастившей за последний год портфель договоров с туроператорами. «Мы предлагаем программу страхования ответственности туроператоров, тарифы которой значительно привлекательнее среднерыночных», — гласит рекламный призыв на сайте страховщика.
Сможет ли компания справиться с выплатами в случае банкротства одного из клиентов-туроператоров, как то предписывает Банк России, выяснить не удалось. Представитель «Лойд-сити» не ответил на запрос «Газеты.Ru».
В Ростуризме уверены: кризисная ситуация прошлого года стала серьезным уроком для операторов. «На рынке стало меньше демпинга, который был основной причиной банкротств прошлого года, на этот сезон компании уменьшили объемы турпродукта, оптимизировали работу офисов, то есть сделали все, чтобы избежать таких кризисных ситуаций», — считает Щеголькова.