Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК), вероятно, не снизит квоты на добычу нефти на очередной встрече в пятницу. Некоторые страны — участницы картеля, обеспечивающего почти 40% мирового производства нефти, даже при снижении ее цены не только не хотят сокращать добычу и экспорт, но и намерены увеличить ее.
Так, министр нефти Ирака Адель Абдул Махди уже заявил, что страна в июне нарастит экспорт на 100 тыс. баррелей в сутки, передает Bloomberg.
В мае иракский экспорт составил рекордные 3,145 млн баррелей в день.
Иран, который ранее призывал ОПЕК учесть возвращение на рынок иранской нефти, намерен после снятия санкций в течение пяти-шести месяцев нарастить экспорт на 1 млн баррелей в день. Это при том, что уже существующее превышение предложения над спросом на нефтяном рынке оценивается примерно в 1–1,5 млн баррелей в сутки.
По словам министра нефтяной промышленности Кувейта Али Салеха аль-Омайра, страна намерена нарастить добычу до 4 млн баррелей в сутки (по итогам апреля Кувейт добывал 2,86 млн баррелей). Однако здесь речь идет о дальней перспективе — до 2020 года.
Глава министерства нефти Саудовской Аравии Али аль-Наими в начале недели заявлял, что СА ожидает рост спроса на нефть во втором полугодии, так как объемы поставок снижаются. Саудовская Аравия сейчас находится на пике добычи, которая составляет более 10 млн баррелей в сутки.
Правда, в мае СА уступила лидерство России, которая добывала 10,7 млн баррелей в день, против 10,25 млн баррелей у саудитов.
Аналитик ИК Rye, Man & Gor Securities Сергей Пигарев напоминает, что даже ранее, в период более низких цен, ОПЕК заявляла, что не собирается в одиночку регулировать мировой рынок, и говорила, что в снижении добычи должны участвовать и производители, не входящие в картель, в том числе Россия.
«В условиях, когда добыча в России и в США растет, ждать от ОПЕК сокращения квот на добычу не приходится, — комментирует Пигарев. — Тем более что страны картеля эту квоту и так превышают на 1,2 млн баррелей в сутки (среднесуточная добыча выросла в мае до 31,22 млн баррелей с 31,16 млн в апреле)».
Особо эксперт подчеркнул рост производства нефти в Штатах. По его словам, дно было достигнуто в неделю 11–17 мая. Тогда добыча в США составила 9,262 млн баррелей в сутки.
Однако уже в следующую неделю (16–22 мая) суточная добыча подскочила до 9,566 млн баррелей. А в период 23–29 мая Америка поставила годовой рекорд — 9,586 млн баррелей в сутки.
ОПЕК с подачи Саудовской Аравии еще в ноябре прошлого года отказалась сокращать квоты, причем именно для того, чтобы вытеснить с рынка высокозатратные проекты (в первую очередь американские по добыче сланцевой нефти).
«И эта стратегия сработала, темпы роста добычи в США замедлились», — отмечает глава аналитической компании Small Letters Виталий Крюков. Кстати, об этом же ранее говорили сами саудиты, заявляя, что намерены придерживаться политики игры на понижение цен и в дальнейшем.
Глава Международного энергетического агентства Мария ван дер Хувен на семинаре ОПЕК в Вене 4 июня заявила, что конкурентная борьба за рынок между ОПЕК и другими производителями нефти, в том числе Россией, продолжится, передает РИА «Новости». По словам ван дер Хувен, преимущество в этой борьбе будет у того, кто повысит эффективность добычи нефти.
«ОПЕК будет бороться за долю рынка, освобождая его для нефти своих стран, в первую очередь Ирана и Ирака, — говорит Виталий Крюков. — В связи с этим страны картеля могут нарастить добычу для того, чтобы оказать давление на цены».
Россия последовательно наращивает экспорт нефти. По данным Минэнерго, за пять месяцев 2015 года он вырос на 5,8% и составил 99,8 млн тонн. В мае зарубежные поставки выросли на 5%, до 20,05 млн тонн. Глава российского Минэнерго Александр Новак на том же семинаре в Вене в среду заявил, что Россия и в дальнейшем намерена придерживаться курса насыщения рынка углеводородами и нацелена на поддержание добычи на уровне 10,5 млн баррелей в сутки.
Аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук отмечает, что производство нефти в России растет фактически само по себе. «В РФ добыча как таковая не регулируется, нет возможности ее оперативно сократить или нарастить в значительных масштабах, — поясняет эксперт. — В отличие от той же Саудовской Аравии, у которой много свободных мощностей и которая может ими манипулировать».
Что касается экспорта, он растет в основном за счет так называемого налогового маневра в нефтяной отрасли. С начала 2015 года налог на добычу полезных ископаемых постепенно повышается, что компенсируется снижением экспортной пошлины.
«Учитывая, что российские НПЗ по большей части не завершили модернизацию, компаниям выгоднее поставлять сырую нефть на экспорт, а не направлять ее на переработку», — говорит Полищук.