Правительство направит на модернизацию инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей 16,854 млрд руб. Эти средства входят в общую сумму в 64,28 млрд руб., на которую правительство России распорядилось увеличить уставной капитал РЖД, с 1,97 трлн до 2,03 трлн руб. В конце прошлого года финансирование Транссиба и БАМа из средств федерального бюджета ожидалось на более объемном уровне: согласно детальному плану ранее предполагалось, что в 2015 году из средств федерального бюджета будет направлено 21,48 млрд руб. Но уже в конце апреля 2015 года бюджет был пересмотрен в сторону уменьшения — до чуть менее 17 млрд руб. Отнятые у Восточного полигона средства, по всей видимости, было решено перенаправить в пользу строительства железной дороги в обход Украины. Согласно распоряжению правительства, на реализацию инвестиционного проекта по возведению линии Прохоровка — Журавка — Чертково — Батайск из федерального бюджета выделят 6,5 млрд руб.
За последние полтора года власти уже несколько раз проводили увеличение уставного капитала РЖД: в декабре 2013-го — на 28 млрд руб., в 2014 году — на 13 млрд руб., 4,7 млрд руб. и 50 млрд руб. Последняя сумма, как было решено в ноябре 2014 года, должна была поступить в монополию за счет средств ФНБ.
В настоящее время Транссибом и БАМом, которые не модернизировались много десятков лет, пользуется около 25 государств, но в случае введения в эксплуатацию маршрутов нового «Шелкового пути», инициируемого Китаем, привлекательность российских железных дорог Восточного полигона для поставщиков существенно снизится, а следовательно, и грузовые потоки из Азиатского региона будут перенаправлены на другие железнодорожные маршруты, проходящие по территории других стран.
Как оценивалось ранее, стоимость первого этапа модернизации железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона составляет 562 млрд руб., из которых 302 млрд руб. будет финансироваться за счет средств РЖД, а оставшиеся 260 млрд руб. — из средств Фонда национального благосостояния (150 млрд руб.) и федерального бюджета (110 млрд руб.).
В 2014 году на модернизацию были израсходованы почти 50 млрд руб., которые должны были быть выделены из ФНБ. Но на деле средства поступили только в середине марта 2015 года, рассказал глава центральной дирекции развития Восточного полигона РЖД Вячеслав Рыбкин, выступая на заседании «круглого стола» в Торгово-промышленной палате. По его словам, даже после поступления средств из ФНБ воспользоваться ими РЖД до сих пор не может из-за «жестких ограничений по их целевому использованию». Трудности с финансированием возникли и с восточным БАМом, средства на модернизацию которого в текущем году должны были быть направлены за счет инфраструктурных облигаций на сумму 7,5 млрд руб.
По словам Рыбкина, несвоевременное поступление денег из ФНБ на строительство БАМа, запрет на замену источника финансирования и подорожание материалов, закупаемых РЖД, на 30–100%, фактически остановило работы, начатые в 2013–2014 годах за счет собственных средств РЖД. Сроки реализации некоторых мероприятий уже были сдвинуты на более поздние даты. Модернизация Восточного полигона, которая должна была увеличить пропускную способность с 75 млн до 130 млн тонн, в поставленные ранее сроки, то есть до 2020 года, в связи с проблемами финансирования может не состояться. Риск переориентации грузовых потоков на железнодорожные коридоры нового «Шелкового пути» возрастает. В связи с этим может пострадать конкурентоспособность наших предприятий на мировом рынке, отметил председатель комитета ТПП по логистике Олег Дунаев.
Тем временем возведение железной дороги в обход Украины, которое было начато в 2015 году и в котором задействованы железнодорожные войска, идет с опережающими темпами.
Предложение о строительстве было выдвинуто РЖД еще в марте 2014 года, сразу после проведения референдума о вступлении Крыма в состав России. Его стоимость оценивается в 55 млрд руб.
Модернизация БАМа и Транссиба является одним из приоритетных инфраструктурных проектов, но его смета и стоимость были утверждены еще до изменения экономической ситуации. Уменьшение финансирования чревато его увеличением в будущем за счет высокой инфляции. «В настоящий момент стоимость строительства растет в первую очередь из-за увеличения цен на строительные материалы, поэтому реализацию проекта нельзя откладывать, в противном случае может появиться необходимость в привлечении дополнительных средств», — подчеркнул генеральный директор Института естественных проблем Юрий Саакян.