Россия должна возместить потери Украине за события в Донбассе — с таким заявлением выступил замминистра экономического развития Украины Александр Боровик. «На каком-то этапе Россия будет платить. Нам надо посчитать, нам надо быть готовыми лоббировать везде, где мы можем. И говорить, что, смотрите, за это надо будет платить», — заявил украинский чиновник.
Материальный ущерб Украины от «российской агрессии» он оценил в $350 млрд.
Размер ущерба он «сосчитал» по аналогии с нападением Ирака на Кувейт в 1991 году и последовавшими выплатами пострадавшим через институты ООН. «$350 млрд получилось, когда Ирак напал на Кувейт. Потом решили, что они должны $320 млрд. Если сравнивать, как долго эта агрессия была и как долго продолжается агрессия России против нас, это почти соизмеримо», — уверен Боровик.
Ирак напал на Кувейт 2 августа 1990 года. Кувейт был оккупирован за сутки. В ответ США начали операцию «Буря в пустыне» в соответствии с мандатом Совбеза ООН. Операция продолжалась 41 день, 6 марта 1991 года было заключено перемирие.
Ирак согласился компенсировать Кувейту убытки в войне. Согласно обязательствам, Ирак обязан каждый год выделять 5% своей выручки от продажи нефти для погашения задолженности Кувейту. Средства аккумулирует компенсационная комиссия ООН, она же принимала заявки на компенсации от физических лиц и компаний, от правительств и международных организаций. Поначалу набралось 2,6 млн претензий, к удовлетворению были отобраны 1,5 млн. Снизилась и сумма претензий — с $352 млрд до $52,4 млрд. В 2014 году сумма компенсации составляла $4,6 млрд, но ее выплату по просьбе Ирака было решено отложить на год в связи с падением цен на нефть и снижением доходов от ее продажи, сообщал ранее официальный сайт ООН.
Ранее премьер Украины Арсений Яценюк заявлял, что на восстановление инфраструктуры Донбасса понадобятся миллиарды долларов. Точный размер требований к России за Донбасс может быть подсчитан позднее, заявил украинский чиновник.
Согласно последнему отчету ООН, жертвами конфликта на востоке Украины стали 6,1 тыс. человек. Немецкая газета Frankfurter Allgemeine Sonntagszeitung со ссылкой на спецслужбы Германии сообщала, что число погибших в Донбассе составляет 50 тыс. человек.
В свою очередь президент Украины Петр Порошенко заявил накануне Дня Победы, что в ходе вооруженного конфликта на востоке Украины погибли почти 1,7 тыс. украинских военнослужащих и 7 тыс. мирных жителей. Материальный ущерб достоверно не подсчитан.
Украина не впервые пытается зафиксировать материальные претензии к России. В марте украинский минюст подал первый иск к России в страсбургский Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Сумма претензий Украины сейчас составляет $78 млрд.
Украина также обсуждает перспективы судебных споров с Россией в Международном трибунале по морскому праву, арбитражном институте Стокгольмской торговой палаты и других международных инстанциях.
ООН, Всемирный банк и ЕС готовы признать пока лишь небольшую часть претензий — примерно на $1,5 млрд. Столько понадобится Украине для восстановления пострадавших от военных действий регионов на первоначальном этапе, заявил генсек ООН Пан Ги Мун. Восстановительные работы планируется начать не позднее 2017 года. План восстановления Украины, подготовленный министерством регионального развития, строительства и ЖКХ, включает не только Донецкую и Луганскую области, но также и Харьковскую, Днепропетровскую, Запорожскую, а значит, объем финансовых компенсаций Украины будет только расти.
В украинских СМИ мелькал даже $1 трлн, который Украина попытается отсудить у России в международных инстанциях.
Но для того, чтобы претендовать на компенсацию, Украине действительно придется пойти путем Кувейта: доказать факт военной агрессии, потребовать на этом основании военной помощи НАТО и компенсаций по линии ООН. Парламент Украины ранее признал Россию «страной-агрессором», но для международных партнеров это не аргумент.
Российские власти неоднократно отрицали участие российских военнослужащих в боевых действиях на Украине. Если Россия воюет, почему CNN не показывает российских военных на Украине, задавался вопросом глава МИДа Сергей Лавров. Вопрос был адресован госсекретарю США Джону Керри в Базеле на полях Совета министров иностранных дел ОБСЕ.
Президент Владимир Путин говорил, что Россия не является стороной этого конфликта. «Об этом лучше всего сказал начальник генштаба украинской армии, который прямо и публично на встрече с иностранными коллегами сказал, что они не воюют с Россией», — ответил Путин в ходе «прямой линии» в апреле на вопрос политика Ирины Хакамады о наличии российских войск на Украине.
«Требование компенсации абсолютно бесперспективно, да и размер компенсации сомнителен, потому что подсчитан на ходу», — пояснил «Газете.Ru» Пауль Калиниченко, профессор кафедры права ЕС Московского государственного юридического университета.