Глава Минфина Антон Силуанов не исключает выхода на внешние долговые рынки в 2016 году в объеме до $7 млрд. «Посмотрим, может быть, по следующему году и будем выходить (на внешние рынки займа. — «Газета.Ru»)», — сообщил в среду Силуанов.
Отвечая на вопрос о возможном объеме заимствований, министр финансов сказал: «Пока у нас те объемы, которые были, – $7 млрд». Возможность выхода на зарубежные долговые рынки Силуанов пояснил «приличной доходностью евробондов».
Впервые Россия вышла на внешний рынок в 1998 году, разместив на Люксембургской фондовой бирже облигации на 2,5 млрд на 30 лет по ставке купонного дохода 12,75%. Было еще 12 выпусков евробондов. Последний раз Россия размещала евробонды в 2013 году на Лондонской фондовой бирже — $2,5 млрд сроком на 30 лет по ставке 5,875%. По данным Rusbonds.ru на 15 апреля, доходность этих бондов снизилась от ставки купона на 0,02% и составила 5,7670.
В Основных направлениях долговой политики РФ на 2012–2014 годы планировалось привлечь государственные внешние заимствования на сумму 203,8 млрд руб. в 2012 году, 201,8 млрд руб. — в 2013 году и 200,5 млрд руб. — в 2014 году. Но в прошлом году из-за резкого ухудшения внешней конъюнктуры Минфин отказался от размещения евробондов. «Пока рынки закрыты. Вероятность низкая, хотя как пойдет развитие на Украине... К сожалению, политический фактор влияет», — комментировал тогда замминистра финансов Сергей Сторчак, курирующий внешнеэкономические вопросы.
На сегодня государственный внешний долг России, включая обязательства бывшего СССР, принятые РФ, составляет всего $54,2 млрд.
По проекту бюджета на 2015–2017 годы Россия планирует внешние заимствования по $7 млрд ежегодно. Но как пояснили «Газете.Ru» в Минфине, размещать евробонды в текущем году не планируется.
Затрудняет возможность привлекать средства на международных рынках геополитическая ситуация и кредитные рейтинги, присвоенные России. Два международных рейтинговых агентства из «большой тройки» — S&P и Moody's — в прошлом году снизили суверенный кредитный рейтинг России до спекулятивного уровня.
Тем не менее Минфину придется покрывать дефицит бюджета, и ведомство не отказывается от заимствований, но делать это будет можно пока только на внутреннем рынке. В этом году объем заимствований составит 800 млрд руб. На следующий год — еще столько же. Цель заимствований — покрытие дефицита бюджета.
Дефицит бюджета растет, несмотря на желание властей минимизировать расходы в условиях кризиса. В среду Совет Федерации на внеочередном заседании одобрил изменения в закон «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Документ предусматривает увеличение дефицита до 3,7% ВВП с планировавшихся ранее 0,6% ВВП.
Изменения в бюджет рассчитаны исходя из среднегодовой цены нефти Urals в $50 за баррель и курса доллара в 61,5 руб. Доходы федерального бюджета в 2015 году сокращаются на 2,54 трлн руб. (16,8%) — до 12,54 трлн руб., расходы — на 0,298 трлн руб. (2%), до 15,215 трлн руб. В результате дефицит бюджета составит 2,675 трлн руб.
Если на внутреннем рынке Минфин займет менее 1 трлн руб., то недостающую часть придется покрывать за счет средств Резервного фонда. По состоянию на 1 апреля, совокупный объем средств Резервного фонда в рублевом эквиваленте составил 4,4 трлн руб.
Заимствовать или расходовать Резервный фонд — вопрос спорный. «Однако всегда нужно обращать внимание на целесообразность и размер процентных ставок по гособлигациям. В целом в мире процентные ставки по гособлигациям находятся на исторически низких уровнях, что делает выгодным заимствования. Конечно, каждый раз инвесторы оглядываются на эмитента», — говорит аналитик FxPro Александр Купцикевич.
Кризис на Украине, Крым, санкции, бесспорно, влияют на стоимость заимствования. Однако что касается российских займов, то с начала этого года заметен рост интереса участников рынка к российским бумагам, считает Анна Соболева, старший аналитик ИК «Велес Капитал».
«В свою очередь, доходность бумаг падает и сейчас уже приблизилась к докризисному уровню. Например, доходность займа Россия-2043 вернулась на тот уровень, на котором заем и был размещен в 2013 году. Аналогичная картина сложилась и по другим выпускам, размещенным в 2012–2013 годах», — говорит Соболева.
Проблему заимствования стоит рассматривать именно с точки зрения ставки и спроса со стороны инвесторов, а не изменения политической конъюнктуры. Вместе с тем разместить займы в ближайшие месяцы, скорее всего, будет трудно, так как достаточно крупными инвесторами в российские суверенные бумаги традиционно выступали западные фонды, которые сейчас воздерживаются от вложений в российские займы из-за снижения суверенного рейтинга до спекулятивного уровня, опасений нового витка политического кризиса, неопределенности перспектив российской экономики, отмечает Соболева.
Потенциально инвесторами в российские бумаги могли бы стать азиатские фонды или фонды с российским капиталом. «Но вероятнее всего, основными покупателями могли бы стать все-таки местные инвесторы, российские банки, а иностранцы очень осторожны с вложениями в наши активы в последнее время», — считает Купцикевич, добавляя, что вряд ли эта ситуация кардинально изменится и через год.
Возможности для маневра у Минфина сужаются. Не исключено, что заимствовать придется и на внешнем рынке и на внутреннем, а также запустить руку в Резервный фонд.
В конце 2016 года состоятся выборы в Госдуму (и совмещенные с ними региональные выборы), и держать избирателей на сухом пайке власти не могут себе позволить.
Иными словами, дефицит бюджета в 2016 году вырастет еще больше, даже если экономический рост начнет восстанавливаться. Если дефицит бюджета в этом году вырос в 6 раз от первоначально запланированного, то в следующем расходы могут стать рекордными.