Россия заманивает Вьетнам
Как заявил в понедельник премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, подготовлено «особое предложение» по разработке месторождений и добыче полезных ископаемых на российской территории.
«Для нас это очень редкая практика, когда мы иностранных партнеров зовем в разработку, добычу на территории РФ, потому что, собственно, у нас здесь все и так неплохо подготовлено, но это исключительный, особый вариант, который мы подготовили для наших вьетнамских партнеров», — заявил премьер, однако подробности предложения не раскрыл.
При этом Медведев указал, что с вьетнамской PetroVietnam уже сотрудничает «Зарубежнефть», переговоры с вьетнамцами ведут «Роснефть» и «Газпром».
«Есть проекты у «Роснефти» по целому набору участков шельфа, которые могут быть предложены для разработки. Там ведутся переговоры, надеюсь, они завершатся благоприятно», — сказал российский премьер-министр.
Что касается «Газпрома», то газовая монополия ведет переговоры с Вьетнамом еще с 2009 года и степень их готовности, по словам Медведева, уже очень высокая. «Надеюсь, что к 2016 году тот проект, который связывает «Газпром» с вьетнамскими партнерами, та бизнес-модель выйдет на проектную мощность», — отметил премьер.
У «Газпрома» с PetroVietnam уже есть совместное предприятие «Газпромвьет», где российской стороне принадлежит 51%. Компания владеет лицензиями на разработку Нагумановского нефтегазоконденсатного месторождения в Оренбургской области и Северо-Пуровского участка в ЯНАО.
В декабре прошлого года глава «Газпромвьета» Игорь Красников говорил, что запасы Нагумановского месторождения составляют 6,2 млрд кубометров газа и около 23 млн тонн жидких углеводородов. При этом он указывал, что разведанность месторождения составляет лишь 53%. Запасы Северо-Пуровского участка, разведанного на 70%, оценивались на тот момент в 45,5 млрд кубов и 11,5 млн тонн соответственно.
Но окончательное соглашение об условиях совместной разработки этих участков пока не заключено, подписание запланировано как раз на ближайшее время.
«Роснефть», в свою очередь, в сентябре прошлого года договорилась с PetroVietnam о создании совместного предприятия по освоению двух участков в Печорском море (Южно-Русский и Западно-Матвеевский), ресурсы которых оцениваются в 367 млн тонн нефти и 64 млрд кубометров газа. Извлекаемые запасы оценены значительно скромнее — 13 млн тонн нефти и 52 млрд кубов газа. Вьетнамцам предоставляется в СП 33,33%, инвестиции предварительно оцениваются в $1,5 млрд. Кроме того, «Роснефть» сама работает на шельфе Вьетнама: после покупки 100% ТНК-ВР госкомпании перешла 35-процентная доля в газодобычном проекте СРП по разработке блока 06.1 в бассейне Нам Кон Шон. В проект входят два месторождения с начальными запасами 67 млрд кубометров газа.
Также «Роснефть» в 2013 году заключила соглашение по шельфовому блоку 05.3/11, чьи ресурсы оцениваются в 38,4 млрд кубометров газа и 32 млн тонн газового конденсата.
В понедельник «дочка» «Газпрома» нефтяная компания «Газпром нефть» заключила ряд соглашений с PetroVietnam. Речь идет о меморандуме о расширении сотрудничества в реализации проектов по совместной разведке, разработке и добыче углеводородов на шельфе Печорского моря (месторождение Долгинское и Северо-Западный лицензионный участок).
Перспективные ресурсы Северо-Западного участка оцениваются в 105 млн тонн нефти и конденсата и 60 млрд кубометров газа, запасы Долгинского — 200 млн тонн нефтяного эквивалента.
У Вьетнама нет ни денег, ни технологий
В условиях санкций со стороны Запада, которые уже привели к тому, что американская ExxonMobil вышла из совместного шельфового проекта с «Роснефтью», Россия вынуждена искать других партнеров.
«Но у Вьетнама нет ни денег, ни технологий для работы на шельфе, — указывает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. — Собственный шельф Вьетнам традиционно разрабатывает с привлечением российских компаний, в первую очередь «Зарубежнефти».
По словам Танкаева, рассчитывать на то, что на российский шельф придут реальные вьетнамские бизнесмены, рабочие и платформы и станут добывать российскую нефть, не приходится. Так что участие вьетнамцев в российских проектах в некотором роде условное.
«Партнерство с Вьетнамом развивается не из экономических, а из геополитических соображений, — поясняет эксперт. — Сейчас восстанавливается корпус стран-сателлитов, ориентированных на потребление российских товаров, в первую очередь военного назначения».
Геополитический проект под российский кредит
О совместной разработке шельфа Россия и Вьетнам договорились еще в 2012 году. Тогда же премьер Дмитрий Медведев вел переговоры о строительстве во Вьетнаме первой атомной электростанции. Проект электростанции оценивается в $10 млрд, Россия предоставит в рамках проекта государственный кредит на создание АЭС.
Оба проекта являются частью замысла о создании зоны свободной торговли между двумя странами. Вьетнам подпишет соглашение о присоединении к ЗСТ с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) в первом полугодии 2015 года. ЗСТ предполагает отмену таможенных пошлин и снятие количественных ограничений на оборот товаров и услуг. При этом между странами — участницами ЗСТ сохраняются таможенные границы и возможность самостоятельно определять режим торговли с третьими странами.
Вьетнамский премьер признал, что в последнее время товарооборот между Вьетнамом и Россией немного сократился, поэтому власти поручили представителям бизнеса совместно с профильными ведомствами проработать экономическую интеграцию с ЕАЭС.
Россия рассчитывает усилить торговые связи с Вьетнамом не без оснований. В 2000 году Россия списала часть $11 млрд долга Вьетнама — $9,5 млрд. Оставшиеся $1,5 млрд Ханой обязался вернуть Москве до 2020 года.
Но пока товарооборот двух стран остается скромным — $3,6 млрд. Президент Владимир Путин ранее заявлял, что товарооборот может вырасти до $10 млрд к 2020 году. Россия занимает 19-е место среди 100 государств и территорий, инвестирующих во Вьетнам.
Подписание Вьетнамом договора о ЗСТ с Россией в большей степени геополитический проект, учитывая, что Россия может использовать военную базу во Вьетнаме, в Камрани, для своих истребителей, для дозаправки и ремонта, отмечает Владимир Колотов, заведующий кафедрой восточного факультета СПбГУ. Россия поставляет Вьетнаму самолеты, подводные лодки, станки и оборудование.
Но расширение торгового сотрудничества вполне вероятно. Углубление интеграции пойдет по трем ключевым направлениям — мирный атом, добыча нефти и газа, военно-промышленное сотрудничество. Это традиционные сферы взаимодействия.
«Рост совместного товарооборота в условиях санкций Запада против России вполне вероятен. Россия может нарастить во Вьетнаме закупки компьютеров, продуктов питания, в том числе морепродукты, подпавшие под санкции, текстиля, развивать активнее туризм», — говорит Колотов.