Пресс-секретарь главы российского государства Дмитрий Песков сообщил, что Владимир Путин и Алексис Ципрас обсудят развитие экономических отношений между двумя странами, экономическую ситуацию в Греции, а также вопрос санкций.
«Будут обсуждать и отношения между Москвой и Евросоюзом в преломлении проводимой Брюсселем санкционной политики и весьма прохладным отношением Афин к этой политике, судя по заявлениям представителей греческого руководства», — сказал он. Отвечая на вопрос о возможной финансовой помощи Греции, Песков отметил, что переговоры только предстоят.
Министр финансов Антон Силуанов также сообщил, что Греция пока не обращалась к России за финансовой помощью. Ранее он говорил о готовности рассмотреть подобную просьбу, если она появится. Греческие чиновники официально не подтверждают подобные планы. Стоит отметить, что у Москвы достаточно средств, чтобы оказать Афинам поддержку. По данным Минфина, в Фонде национального благосостояния на 1 апреля этого года было $74,35 млрд. 9 апреля Греция должна выплатить Международному валютному фонду 450 млн евро. А затем 1 мая еще 200 млн евро, 12 мая — 763 млн евро.
Впрочем, странно было бы, если Кремль, имея сейчас прекрасную возможность внести реальный раскол в ряды ЕС, относительно малыми средствами «купить» себе лоббиста и подтвердить свое реноме альтернативного центра силы на континенте, отказал бы Греции в паре миллиардов евро. Даже понимая, что вероятность возврата этих денег невелика.
В Европе возможность того, что Ципрас станет «другом» Путина, воспринимают крайне нервно. Официальные лица из Брюсселя предостерегают греческого премьера от такого шага и не советуют брать деньги у России. Однако ситуация у Ципраса патовая. Он обещал своим избирателям, что откажется от режима жесткой экономии, но пока это не слишком хорошо получается. Новый план реформ не нашел поддержки у еврочиновников и МВФ, и идти на реструктуризацию долга, а также выдавать новые кредиты они не хотят. Судя по всему, денег и на социальные выплаты, и на платежи кредиторам у Греции нет. Тот самый кредит, по которому надо выплатить деньги 9 апреля, уже был просрочен.
Западная пресса уверена, что у Греции нет денег на платеж 9 апреля (об этом, в частности, сообщило агентство Reuters).
Сами греки пока уверяют, что все не так плохо. Минфин страны с гневом отверг информацию агентства. Замминистра финансов Греции Димитрис Мардас говорит, что, «основываясь на данных, которые у нас есть, мы можем платить по нашим обязательствам». «Все то, что подлежит оплате и запланировано, будет выполнено», — заверяет он.
В Европе грекам не верят. На днях британская газета The Telegraph написала, что Афины разрабатывают план возврата к национальной валюте драхме, которая может быть введена в обращение параллельно с евро. Источник газеты в греческом правительстве заявил также, что «если нам придется выбирать между дефолтом по обязательствам перед МВФ или дефолтом перед собственным народом, выбор очевиден. Возможно, нам придется молча перейти к процессу просрочки платежа в адрес МВФ».
Очевидно, что Греция сейчас играет на всех фронтах – шантажирует ЕС дружбой с Москвой, кредиторам угрожает невыплатой долга, еврозоне – введением драхмы. Глядишь, с кем-то дело да выгорит, денег дадут, и можно будет не доводить ситуацию до дефолта. Но все понимают, что это только отсрочит проблему, а значит, греческая драма будет продолжаться еще долго.