Дефолт для Украины стал почти реальностью. Государственная служба статистики Украины сообщила, что реальный ВВП страны в 2014 году составил 1,57 трлн грн, что на 6,8% меньше по сравнению с позапрошлым годом. Неделей ранее министерство финансов Украины проинформировало, что размер государственного долга по итогам 2014 года составил 1,1 трлн грн. Ключевой показатель — соотношение государственного долга к ВВП достиг критической отметки — 70,1%. Для такой страны, как Украина, аналитики в качестве «потолка» устанавливают гораздо более скромный показатель — 60%, поэтому полученные в пятницу данные свидетельствуют о плачевной ситуации в экономике страны.
Опубликованные в пятницу данные дают России полное право потребовать от страны досрочно вернуть $3 млрд, которые Украина должна погасить в декабре этого года. Эти деньги были заимствованы в декабре 2013 года и при условии, если соотношение государственного долга к ВВП превысит 60%, должны быть немедленно возвращены. «Мы сейчас заранее не предъявляем к досрочному погашению долга, хотя имеем на это основание. С другой стороны, мы ждем декабря текущего года, $3 млрд, как это было обещано», — ранее заявлял министр финансов России Антон Силуанов.
Кредиторы наседают
Украина не может рассчитаться с держателями долга (около $15 млрд — европейским и американским инвесторам и $3 млрд — России) и постарается договориться с ними о реструктуризации.
«Денег, которые выделяют стране МВФ и другие финансовые институты, для этих целей недостаточно», — говорит исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.
МВФ намерен в течение четырех лет предоставить стране $17,5 млрд, из которых $10 млрд поступят на счета до конца этого года.
К переговорам с иностранными держателями ценных бумаг кабинет министров намерен приступить 18 марта, заявила министр финансов Наталья Яресько. Ранее для представления интересов страны в переговорах министерство финансов отобрало опытную компанию Lazard. Кредиторы тоже готовятся. Крупнейший держатель украинских еврооблигаций — фонд Franklin Resources уже объединился с другими кредиторами и готовится к сложным переговорам. В качестве советника может быть избран не менее серьезный игрок — французское подразделение группы Rothschild. «Шансы на реструктуризацию я оцениваю на 99%. Это без учета российских кредиторов», — пояснил управляющий партнер инвестиционной компании Capital Times Эрик Найман. Эксперт добавил, что такие оптимистичные прогнозы сделал из своего опыта. Аналитики предполагают, что в процессе переговоров вполне реально снизить процентную ставку за обслуживание займов с 7–8 до 5% годовых, а также списать 40–50% от суммы задолженности.
Олег Устенко говорит, что главная интрига всего процесса — сможет ли Украина договориться с Россией о рассрочке. Теоретически она должна будет соблюдать решение пула кредиторов, но на практике возможны другие варианты. Например, Россия потребует досрочно вернуть долги до тех пор, пока новое соглашение о реструктуризации будет подписано. «Россия выкупала еврооблигации через Ирландскую биржу, поэтому может подать иск в Лондонский арбитражный суд. Шансы Украины на победу — неоднозначные», — считает эксперт. Но даже при худшем развитии событий у страны есть ресурсы для погашения $3 млрд долга.
Мрачные перспективы
Реструктуризация украинских еврооблигаций — это технический дефолт страны. После такого шага выйти на рынок внешних заимствований будет практически нереально в течение ближайших двух-пяти лет.
Именно поэтому перед правительством встала более серьезная задача: где взять нужные 8% от ВВП для решения проблемы дефицита бюджета. «Одолжить деньги за рубежом возможно только под гарантии иностранных компаний или государств», — поясняет Олег Устенко. Но пока они не спешат протянуть руку помощи стране.
Украине, вероятнее всего, придется жить на собственные деньги. Дефицит, возможно, уменьшится за счет снижения затрат, к чему правительство уже приступило, и приватизации имущества. Но этих денег, вероятно, не хватит, поэтому стране придется прибегнуть к крайнему методу — включить печатный станок. Это неминуемо приведет к дальнейшей девальвации национальной валюты, что, в свою очередь, спровоцирует рост инфляции. По прогнозам правительства, цены на товары и услуги в 2015 году вырастут на 26%.