Российская промышленность упала в феврале на 1,6%. Это самый высокий показатель за последние два года. При этом наибольший спад показали обрабатывающие производства — минус 2,8%. Правительство же не торопится двигаться по графику антикризисных мероприятий.
Медленно запрягают
Так называемый план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году был утвержден в конце января. Пока ведомства создают комиссии и подкомиссии по отбору счастливчиков, претендующих на госпомощь. При Минэкономразвития была создана межведомственная комиссия по мониторингу финансово-экономического состояния системообразующих предприятий (в правительственном списке их 199), которую возглавил заместитель министра экономического развития Евгений Елин.
Но пока было только одно заседание комиссии — организационное, пояснили в МЭР.
В понедельник, 16 марта, комиссия определила порядок рассмотрения заявок на получение господдержки и перечень документов, представляемых для участия в отборе при предоставлении гарантий по кредиту (облигационному займу). В комиссию уже начали поступать обращения за господдержкой, сообщили «Газете.Ru» в экономическом ведомстве. Они сейчас «прорабатываются», говорят в Минэкономразвития. При этом в МЭР не стали уточнять, от кого поступили обращения и когда могут быть приняты первые решения.
Еще один механизм поддержки бизнеса, заложенный в антикризисный план, — выделение 20 млрд руб. (в том числе в размере 5 млрд руб. в первом квартале 2015 года) на предоставление субсидий организациям промышленности для возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым для пополнения оборотных средств и (или) финансирования текущей производственной деятельности.
На данный момент утверждены правила предоставления субсидий, пояснили «Газете.Ru» в Минпромторге, который отвечает за этот проект.
Ведомство еще даже не начало принимать заявки на получение денег.
Так что с учетом того, что до конца первого квартала осталось менее двух недель, рассчитывать на то, что какая-то компания уже сейчас сможет получить госгарантии или субсидию, не приходится.
Банкам через ОФЗ
Только сейчас приняты первые решения и о докапитализации российских банков за счет выпущенных в прошлом году ОФЗ на 1 трлн руб. На днях заместитель министра финансов Алексей Моисеев сообщил, что совет директоров Агентства по страхованию вкладов (АСВ, распоряжается указанным триллионом) одобрил список из четырех банков, которые могут быть докапитализированы.
По его словам, средства получат Новикомбанк, «Петрокоммерц», АКБ «Россия» и Совкомбанк.
Всего на господдержку могут претендовать 27 банков, перечень которых утвержден правительством. Каждый банк может рассчитывать на получение через механизм ОФЗ до четверти величины собственных средств по стандартам «Базель-3» на 1 января 2015 года. Впрочем, указанные четыре банка пока еще ничего не получили.
Совет директоров АСВ решил недавно, что банки, находящиеся под прямым или косвенным контролем государства, освобождаются от требования размещать не менее половины транша через ОФЗ в капитал.
Как заявили «Газете.Ru» в АСВ, в настоящее время договоры с банками, от которых получено согласие на участие в программе повышения капитализации через ОФЗ, находятся в стадии подготовки. АСВ не раскрывает данные о том, сколько денег получат банки.
«После заключения договоров информация об основных условиях осуществления мер по повышению капитализации в отношении каждого банка, в том числе о сумме выделенных ему средств, будет опубликована на официальном сайте АСВ», — сообщили в агентстве.
«Свои люди» средства получат
Если экономика и бизнес в целом страдают от персонифицированного подхода и ручного управления, то отдельные бизнесмены, которых считают принадлежащими к «ближнему кругу» Владимира Путина, так или иначе госсредства получают. В частности, по информации источников «Интерфакса», наибольшую сумму из АСВ по механизму ОФЗ получит АКБ «Россия» — 13,4 млрд руб. Банк «Россия», основным акционером которого является Юрий Ковальчук (в числе совладельцев также Геннадий Тимченко, Алексей Мордашов и др.), в прошлом году попал под санкции, введенные США и Евросоюзом. Еще один участник санкционного списка — CМП-банк Аркадия Ротенберга еще в прошлом году получил на санацию Мособлбанка 117 млрд руб. «Ямал-СПГ» — проект НОВАТЭКа, совладельцами которого являются Геннадий Тимченко и Леонид Михельсон, — финансируется из средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). На него одним из первых выделяется 150 млрд руб. Половина из этой суммы уже у НОВАТЭКа. В феврале Минфин выкупил облигации компании на 75 млрд руб.
Геннадия Тимченко стоит поздравить с получением еще и крупного контракта от «Газпрома» (контрольный пакет акций монополиста в 50,23% принадлежит государству). «Стройтрансгаз», который уже строит часть газовой магистрали Починки — Анапа (часть системы «Южный коридор», которая должна выйти к черноморскому побережью, а затем продолжиться «Турецким потоком»), получил подряд еще на один участок протяженностью 253 км.
Кроме того, «Стройтрансгаз» попал в число 15 тех, кто прошел предквалификацию для участия в тендерах на строительство газопровода «Сила Сибири». В этом же списке оказалась и компания «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга.
Получат ли они свои контракты, еще неизвестно — «Газпром» может побояться рисковать и отдавать заказы тем, кто попал в санкционный список. Впрочем, Аркадий Ротенберг уже получил «главный контракт» в своей жизни.
В конце января этого года правительство утвердило «Стройгазмонтаж» генподрядчиком строительства Керченского моста. Управление федеральных автомобильных дорог «Тамань» Федерального дорожного агентства (Росавтодор) и «Стройгазмонтаж» 17 февраля подписали государственный контракт на проектирование и строительство транспортного перехода. Предельная стоимость моста составит 228,3 млрд руб. Вице-премьер Дмитрий Козак говорил ранее, что «в результате конкурентных переговоров и за счет оптимизации технологических решений удалось снизить предельную стоимость моста на 19 млрд руб.». В Росавтодоре «Газете.Ru» заявили, что «после завершения проектирования стоимость строительства будет уточняться». «По нашим расчетам, она изменится в меньшую сторону», — отметил представитель агентства.
Меры неэффективны
Объем денег, который получит реальный сектор экономики, недостаточен для того, чтобы остановить спад инвестиций и экономического роста (прогноз Минэкономразвития на текущий год по капвложениям в основной капитал — минус 13,7%), с учетом де-факто закрытых внешних финансовых рынков и высокой ключевой ставки ЦБ (13 марта она была снижена с 15 до 14%). Глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин полагает, что «не обязательно снижать ключевую ставку», а можно «проектное финансирование поднять до 1 трлн руб.», чтобы «поддержать функционирующий бизнес». Но лимит ЦБ по этому механизму лишь 50 млрд руб., чего явно недостаточно для перезапуска инвестиционного процесса.
Партнер ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов), директор Института стратегического анализа Игорь Николаев считает неэффективным курс правительства на финансирование отдельных банков и предприятий. «Антикризисный план во многом аналогичен тому, что был шесть лет назад. Но тогда был кратковременный кризис, а сейчас все надолго. В 2009 году быстрый выход из кризиса стал следствием того, что цены на нефть отскочили. Сейчас цены на нефть не отскочат, и неэффективность такого подхода станет еще более очевидной», — говорит он. Николаев признает, что какой-то положительный эффект от вливания денег в банки и системообразующие предприятия есть, но предотвратить сползание в кризис не получится. «В принципе эффективными бывают меры институционального характера, от которых выигрывают все. Например, послабление в части налоговой нагрузки, стимулирование инвестиций и пр.», — резюмирует он.
Но налоговая нагрузка де-факто повышается. Так, правительство инициировало переход на кадастровую оценку недвижимости при исчислении соответствующего налога, в столичном регионе появился торговый сбор. Президент «Опоры России» Александр Калинин в беседе с «Газетой.Ru» говорит, что в 2013–2014 годах были приняты решения о повышении различных сборов (экологического и др.) и административных штрафов.
«Эти решения крайне негативно отразятся на бизнесе», — отмечает он и подчеркивает, что их надо пересмотреть.
Кроме того, мелкому и среднему бизнесу вряд ли стоит рассчитывать на помощь государства.
Кто и что получит от государства дальше, будет известно в течение ближайших месяцев, когда чиновники наконец-то приступят к реальному распределению госгарантий, субсидий и прочих антикризисных «подарков».