Аэропорт Внуково может попасть в список системообразующих предприятий. К решению этого вопроса подключился Минтранс. Соответствующее обращение направлено в правительство заместителем министра транспорта Валерием Окуловым в начале марта. В письме (копия имеется в распоряжении «Газеты.Ru») отмечается, что «невключение» ставит Внуково в «невыгодные экономические условия по сравнению с другими аэропортами московского авиаузла», которые в этот список попали.
В пресс-службе Минтранса подтвердили наличие письма. В Минэкономразвития также подтвердили наличие письма, отметив, что «предложение по включению Внуково будет рассмотрено в установленном порядке».
«Также следует отметить, что аэропорт Внуково осуществляет в том числе обслуживание рейсов высших должностных лиц страны, глав иностранных государств и правительств, прибывающих в Российскую Федерацию», —
указывается в письме. При этом, поскольку консолидация активов аэропорта еще не завершена, ведомство просит включить в указанный перечень сразу две компании — ОАО «Международный аэропорт «Внуково» и ОАО «Аэропорт Внуково».
Список из 199 системообразующих предприятий был сформирован в начале февраля этого года. В перечень попали аэропорты московского авиаузла Шереметьево и Домодедово, а также петербургское Пулково. Попасть в список системообразующих предприятий с первого раза Внуково помешала раздробленность активов (аэропорт — это два АО). «Существует определенная минимальная планка по численности работающего персонала, но статистику, насколько мне известно, взяли только по АО», — говорит пресс-секретарь аэропорта Внуково Елена Крылова.
По информации «Газеты.Ru», вопрос о внесении аэропорта в списки системообразующих предприятий обсуждался на совете директоров Внуково буквально две недели назад. «Аэропорт, обслуживающий рейсы первых лиц государства, это все-таки определенный статус, — говорит Крылова. — Поэтому и был поднят этот вопрос, подготовлены документы».
«Непопадание в список системообразующих предприятий, безусловно, обидно для Внуково, статус дали даже, по сути, частному аэропорту Дмитрия Каменщика Домодедово, — говорит источник «Газеты.Ru» в авиационных кругах. — Но главное, конечно, это финансовые риски в кризис».
В 2014 году пассажиропоток московского аэропорта увеличился на 14%, до 12,7 млн.
«Но если кто-то из перевозчиков остановит полеты, автоматом снизятся пассажиропотоки во Внуково, плохие долги придется списывать на убытки, и тут, конечно, помощь государства может оказаться весьма кстати», — полагает источник.
В числе базовых клиентов аэропорта, например, значится тюменская «ЮТэйр», отягощенная серьезными долгами и неясными перспективами на рынке.
К слову, компании из списка системообразующих предприятий могут рассчитывать на получение госгарантий на сумму до 5 млрд руб., бюджетных, таможенно-тарифных и других мер поддержки. Впрочем, министр экономического развития Алексей Улюкаев отмечал, что «никакой индульгенции, автоматизма предоставления им поддержки нет».
Вхождение в список системообразующих предприятий не гарантирует господдержки, равно как и отсутствие в списке не означает, что помощь в случае необходимости не придет, напоминает руководитель аналитической службы «Авиапорт» Олег Пантелеев. Но присутствие в списке означает, что за финансовым состоянием предприятия будет установлен строгий внешний контроль, и это важно, говорит он. Для мониторинга ситуации на системообразующих предприятиях при Минэкономразвития 6 марта создана специальная межведомственная комиссия.