Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Китай в поисках денег

Правительство КНР откроет ряд секторов экономики для иностранных инвестиций

Правительство Китая в 2015 году откроет ряд секторов экономики для иностранных инвестиций и будет стимулировать выход китайских компаний на западные рынки. Это должно способствовать переходу к новой модели экономического роста. Однако эксперты уверены, что пока китайское руководство не преуспело в стабилизации экономики и повышении потребительского спроса, а замедление темпов роста ВВП было достигнуто искусственно.

Правительство КНР увеличит число открытых для иностранных инвестиций секторов экономики и упростит правила размещения иностранного капитала. Об этом в рамках доклада на 3-й сессии ВСНП 12-го созыва в четверг объявил премьер Госсовета КНР Ли Кэцян.

По его словам, руководство страны в 2015 году также упростит для иностранных инвесторов законодательную базу и расширит перечень разрешенных видов деятельности.

Доклад премьера Госсовета стал логичным продолжением наметившегося с приходом Си Цзиньпина нового раунда политики КНР по привлечению в страну иностранного капитала. Так, еще осенью 2013 года в Шанхае для этих целей была создана зона свободной торговли, а в 2014 году аналогичные зоны были открыты в провинциях Гуандун и Фуцзянь, а также городе Тяньцзинь. Кроме того, под эгидой правительства КНР были запущены перекрестные торги на Шанхайской и Гонконгской биржах, а также успешно запущены пилотные проекты по созданию негосударственных банков.

Все эти меры в 2014 году позволили привлечь иностранные инвестиции на сумму $119,6 млрд.

Активный поиск инвесторов за рубежом может свидетельствовать о проблемах при переходе к провозглашенной Си Цзиньпином новой модели экономического роста, отмечают эксперты. Напомним, она подразумевает снижение объемов роста ВВП при одновременном проведении структурных реформ для ликвидации неравномерного развития секторов экономики и повышения потребительского спроса внутри страны.

Эти меры, подкрепленные масштабной кампанией по борьбе с коррупцией, были названы «четырьмя всесторонними концепциями» Си Цзиньпина. Государственные руководители КНР в один голос говорят о скором претворении их в жизнь, однако доцент кафедры цивилизационного развития Востока НИУ ВШЭ Михаил Карпов считает, что перехода к новой модели экономического роста пока не произошло.

«Каждое новое поколение китайских управленцев провозглашает свою модель развития государства. При Дэн Сяопине мы были свидетелями «Политики реформ и открытости», а при Мао Цзэдуне одной из программ стала «Политика большого скачка». На самом деле надо смотреть на реальные изменения в политике и экономике, а они пока не особенно заметны», — рассказал эксперт «Газете.Ru».

По его словам, несмотря на снижение роста объемов ВВП до 7,4% и рост доходов населения на 9,2% в 2014 году, замедление экономики на самом деле было организовано искусственно, а сами китайцы не стали более активными потребителями.

«Государство всего лишь снизило объем денежных вливаний в экономику, что позволило снизить показатели роста. Однако серьезного улучшения макроэкономической ситуации и избавления от нерентабельных производственных мощностей не произошло. Более того, из-за замедления экономики уменьшилась и потребительская активность на внутреннем рынке», — считает Карпов.

Недовольна и китайская деловая элита, ведь ее представители недополучают государственных инвестиций и страдают от начатой Си Цзиньпином антикоррупционной кампании.

По мнению управляющего партнера компании «Кадерус Капитал» Андрея Акопяна, приток зарубежного капитала как раз позволяет китайским компаниям пережить снижение объема вливаемых в экономику государственных средств. «Иностранные инвестиции также позволяют бороться с возросшей стоимостью производства внутри Китая посредством внедрения передовых технологий. Наконец, в мире на сегодня все более актуальной становится тенденция репатриации производств, а Китай этого допустить не может. Поэтому им приходится открываться, чтобы инвесторам было выгодно сохранить производство в КНР», — рассказал «Газете.Ru» Акопян.

В 2015 году правительство КНР также планирует повысить эффективность бюджетной политики, ведь по прогнозам дефицит госбюджета КНР в нынешнем году составит 1,62 трлн юаней, что на 270 млрд юаней больше, чем в прошлом. При этом дефицит государственного бюджета вырастет на 170 млрд юаней, до 1,12 трлн юаней, а дефицит бюджетов регионов увеличится на 100 млрд юаней, до 500 млрд юаней.

Всего Госсовет представил на рассмотрение 15 законов и 38 нормативно-правовых актов.

«На данный момент иностранные инвестиции должны помочь руководству КНР стабилизировать макроэкономическую ситуацию и обеспечить рост потребления. Но без серьезных изменений политического строя осуществить это будет крайне непросто, не говоря уже о планировавшейся еще в 2013 году либерализации курса юаня и ключевой процентной ставки», — подытоживает Карпов.

Впрочем, помимо привлечения иностранных инвестиций руководство КНР требует от своих компаний и активного наращивания производственных мощностей за рубежом, а также продвижения своей продукции на иностранных рынках.

Особенно это касается производителей железнодорожного, электроэнергетического и телекоммуникационного оборудования, а также автомобилей, самолетов и бытовой электроники.

В 2014 году объем прямых инвестиций КНР за рубежом уже достиг $102,9 млрд, однако правительство КНР планирует увеличить этот показатель, в том числе за счет инвестиций в собственные наукоемкие разработки и сферу высоких технологий.

Развитие собственных НИОКР позволит китайским компаниям относительно легко отвоевать часть иностранного рынка, полагает директор Центра глобальных исследований Шанхайского университета доктор Чанган Го.

«Китайское телекоммуникационное оборудование уже успешно продается по всему миру, другие категории также не уступают по качеству западным конкурентам. По сути, правительство ждет от компаний более активной маркетинговой политики. И тут у них есть важное преимущество — возможность предложить более низкую цену», — резюмирует эксперт.

Для развития высоких технологий власти КНР продолжат внедрение триединой сети телекоммуникаций, интернета и телерадиовещания и ускорят строительство волоконно-оптической сети широкополосного доступа в интернет. Это приведет к росту онлайн-рынка в стране и увеличит потребление товаров через интернет.

«Широкое проникновение интернета не только позволит развивать собственные технологии, но и привлечет западных инвесторов. Ведь Китай для них огромный рынок более чем с миллиардом активных потребителей. Однако инвесторам будет скорее всего предложено вкладывать средства в совершенно новые проекты, например в идущее полным ходом строительство дата-центров на северо-западе страны. Это позволит сэкономить на государственных вливаниях и обезопасит китайские компании от конкуренции в уже существующих направлениях деятельности, таких как производство ПК, смартфонов и софта», — считает Чанган Го.

Новости и материалы
Захарова заявила о многочисленных фальсификациях, учиненных властями Молдавии на выборах
Сергей Лазарев объяснил эпатажный поступок в эфире популярного телешоу
«Кровь и хаос»: депутат раскритиковал новое «Преступление и наказание»
В Чехии полиция протестует против низких зарплат и бюрократии
В Минобрнауки назвали плюсы ЕГЭ
В МИД заявили, что в Молдавии назрел сильный раскол в обществе
Редактора издания Doxa объявили в розыск
Россия в ООН предупредила Южную Корею насчет Украины
Источник сообщил об обысках у подавшего в отставку губернатора Голубева
СКА неожиданно уступил аутсайдеру КХЛ
Ученые выяснили, сколько лесов в мире может вырасти без помощи человека
Немецкий концерн Rheinmetall скоро достроит на Украине второй военный завод
Грету Тунберг заметили на митинге в Тбилиси
В Британии призвали не ждать развала экономики России
Милош Бикович объяснил, почему держит в тайне личную жизнь
В Госдуме считают, что глава МОК осознает неправильность решений в отношении России
В Раде призвали мобилизовывать женщин
Постпредство России при ООН прокомментировало договор с КНДР
Все новости