Еще несколько лет назад услуги такси в Москве и ряде других крупных городов России оказывали всего несколько таксопарков и диспетчерских служб, а также целая армия разномастных частников. Все изменилось осенью 2011 года, когда интернет-компания «Яндекс» запустила свой сервис-агрегатор «Яндекс.Такси», работающий более чем с 200 таксопарками и 20 тыс. автомобилей в шести городах России.
Летом 2012 года на российский рынок вышла работающая по похожей схеме израильская компания GetTaxi. Агрегатор решил сосредоточиться на работе в Москве и Санкт-Петербурге и к концу 2014 года обслуживал уже более 40 тыс. заказов в день с помощью 10 тыс. водителей. Еще одним крупным игроком на рынке онлайн-заказа такси в России осенью 2013 года стала американская компания Uber. Как и у GetTaxi, их услуги пока что доступны лишь в Москве и Петербурге, а число заказов компании в Москве не превышает 5% от общего количества поданных машин.
Кроме того, в России также доступны услуги агрегаторов inTaxi, Wheely, RuTaxi и ряда других.
Все эти компании являются своеобразными посредниками между клиентом и водителем и не имеют своих автомобилей. Поэтому они заключают соглашения с таксопарками или непосредственно с водителями.
Клиент делает заказ через сайт или мобильное приложение сервиса, а агрегатор ищет ближайшее свободное такси, взимая комиссию за заказ. «Яндекс.Такси» отчисляет 8% от суммы каждого заказа у подключенных к сервису таксопарков. На совести последних также остается проверка уровня компетенции водителей и ответ на жалобы пользователей. Если жалобы клиентов игнорируются руководством таксопарка, то «Яндекс.Такси» может ввести 30-секундную задержку на отправку заказов или вовсе прекратить отношения с таксопарком, исключив его из системы заказов.
В GetTaxi предпочитают работать с водителями напрямую. Все кандидаты сдают тесты на знание города и проходят тренинги по работе с клиентами, после чего получают доступ к электронной системе распределения заказов. Поэтому и комиссия у компании выше — таксист платит агрегатору 15% от стоимости поездки.
Оба агрегатора имеют пятибалльную шкалу рейтинга для водителей, распределяя «отличникам» самые выгодные заказы.
В идеале подобная система позволяет оперативно предоставлять клиентам качественные услуги и одновременно обеспечить таксопарки и водителей стабильным числом заказов за смену.
Кроме того, работа через агрегаторов позволяет унифицировать тарифы и дать клиенту возможность рассчитать маршрут и стоимость поездки. Преимуществом «Яндекс.Такси» в данном случае стала интеграция с другими сервисами «Яндекса», в том числе картами и навигацией.
В результате московские тарифы у онлайн-сервисов снизились до 50 руб. за посадку при 18 руб. в минуту у GetTaxi и 199 руб. за первые 10 минут и 14 руб. за минуту у «Яндекс.Такси». Uber в сентябре 2014 года запустил сервис экономичных поездок UberX, по которому цена посадки составляет 50 руб., а передвижение — 8 руб. за минуту и 8 руб. за километр. Время подачи машины редко превышает 10 минут, хотя такси от Uber все же приходится ждать немного дольше из-за небольшого числа машин в системе.
В сервисах указывают на рост числа заказов. В GetTaxi «Газете.Ru» рассказали, что число заказов за 2014 год выросло в 3,5 раза, а «Яндекс.Такси» за прошедший год почти на 10 тыс. увеличил число подключенных к системе автомобилей.
Работать с онлайн-сервисами хотят и сами таксопарки, ведь в этом случае им не приходится тратиться на рекламу, а водители стабильно обеспечиваются заказами. Представители трех таксопарков рассказали «Газете.Ru», что на онлайн-приложения у них стабильно приходится не менее 50% заказов в день, а один парк исполняет заказы агрегаторов в 80% случаев.
Однако сами водители не в восторге от доминирования онлайн-приложений на рынке заказов, особенно в период кризиса.
«Я с «Яндекс.Такси» работаю почти с самого начала, почти три года. Сначала условия были просто царские: никакой комиссии, удобная система оповещения, да и заказы есть постоянно», — рассказывает водитель Александр.
Однако в последний год ситуация меняется не в лучшую сторону. «Сначала все машины обязали выкрасить в желтый цвет и нанести маркировку. В нашем таксопарке были Hyundai Solaris нескольких цветов и белые Ford Focus. Одновременно грянул кризис, и желтая пленка взлетела в цене раза в два, ведь она импортная. Теперь обклеить ею машину стоит 50–70 тыс. руб., и эти деньги мы выплатили из своего кармана», — сетует он.
Помимо этого, по словам Александра, начал неуклонно снижаться и его каждодневный доход. «В «Яндексе» задрали комиссию с таксопарка до 8% с заказа, но на самом-то деле комиссию таксопарк взимает с нас, так что в минусе в конечном счете водители.
А еще из-за низких тарифов и расчета по времени я иногда должен везти клиента на расстояние 30–40 км за какие-нибудь 700 руб. А у меня взятый в аренду у таксопарка Ford Focus, за который я в день плачу 1850 руб. вне зависимости от числа заказов. А еще на мне затраты на бензин. Машина ест в среднем 10 литров на 100 километров, а это 350 руб. Получается, что заказ мне невыгоден, а отказаться не могу — снизят рейтинг, и клиентов не видать».
А вот египтянин Саид работой с «Яндекс.Такси» доволен. «Я полтора года назад из-за революции покинул Египет, потом долго мотался по разным работам через биржу труда, пока не нашел себе место водителя. Вот и вожу так людей уже три месяца. Водительский стаж в Египте у меня был 15 лет, российское гражданство есть — проблем никаких. Работаю по 20 часов в день, зато успеваю выполнить 12–15 заказов», — довольно констатирует он. Из минусов Саид дежурно подмечает рост расходов на бензин, у него тот же, что и у Александра, бензиновый Ford Focus.
А вот проблем с невыгодными заказами он не припоминает. «Днем почти всегда пробки, деньги капают, да и расход топлива небольшой. А по ночам все быстро, и чаевые дают хорошие. Если заказов много, то умудряюсь и деньги за аренду машины отдать, и в плюсе остаться», — резюмирует Саид.
Его коллега Юрий уже два с половиной месяца работает с GetTaxi. «Я сам из небольшой деревушки под Донецком, уехал оттуда из-за войны, в день по 40 снарядов прилетало. У меня здесь сын маленький, квартиру с другом снимаем. Он тоже таксист, но частник. Собеседование прошел легко, хоть и Москву не знаю. Все отнеслись с пониманием, тем более зачем мне ее знать, есть же навигатор. Работать начинаю ночью, но на себя. Развожу людей из центра, договариваемся каждый раз. К утру уже могу тысяч 5–6 заработать, люди на нетрезвую голову хорошие чаевые оставляют».
Часов с 7 утра Юрий официально заступает на смену и начинает получать заказы от GetTaxi. «Я у них на хорошем счету, средний балл 4,7. Заказы идут выгодные, часто в аэропорты вожу, в Подмосковье тоже. К тому же у меня Hundai Solaris, машина неприхотливая и ест 7 л на 100 км. А это всего 240 руб.».
Единственный минус, по словам Юрия, — вечерние заказы из центра на окраины. Пробок уже нет, так что стоит такой заказ немного, а на обратном пути никого не подобрать. Но больше всего на онлайн-сервисы жалуются водители-частники. Узбек Пармиз сетует, что «бомбил» становится все меньше, да и клиенты их теперь не жалуют. «Представляешь, торгуются и говорят, что на такси дешевле. Ну так и езжайте на своих такси. А я тех повезу, кому надо действительно дешево доехать, независимо от пробок. Я ведь могу и гонять быстро, обходные пути всякие знаю. И не начисляю по 15 руб. за каждую минуту», — смеется он.
Недовольные политикой агрегаторов таксисты в середине февраля устроили общероссийскую трехдневную забастовку. По разным оценкам, в ней приняло участие более 50 тыс. водителей. Однако все три опрошенных корреспондентом «Газеты.Ru» таксиста сказали, что и не думали бастовать против онлайн-сервисов. «А какой смысл? Не выйдешь на работу — не получишь денег. Таксопарк мне столько заказов не даст, о нем же не знает никто. Да и аренду за машину им все равно платить», — считает Юрий. Саиду же забастовка и вовсе пошла на пользу. «Три дня заказов немного больше было, хорошо, что некоторые на работу не вышли. Почаще бы так», — радуется он.