Спад российской экономики, резкий рост курса валюты, а также снижение покупательной способности населения и, как следствие, снижение спроса заставляют российский франчайзинг менять свою стратегию бизнеса. Как показал опрос «Газеты.Ru» крупных участников рынка, франчайзинговые компании готовы жертвовать прибылью, брать часть расходов на себя или же повышать затраты на помощь своим франчайзи (компания, взявшая франшизу) в ведении бизнеса для того, чтобы сохранить занимаемую долю на российском рынке.
Одним из основных способов помочь своим франчайзи стало снижение паушального взноса (одноразовый платеж нового владельца торговой точки франчайзеру за вход на рынок под известной торговой маркой) и роялти, а также перевод расчетов между франчайзером и франчайзи из валюты в рубли.
В первую очередь по такому пути пошли франчайзинговые компании, работающие в сфере общественного питания.
К примеру, владелец мастер-франшизы американской Тutti Frutti Frozen Yogurt на территории СНГ, компания GingerBrandMan перевела все расчеты с партнерами на рубли, а также зафиксировала размер вознаграждения за вступление во франчайзинговую сеть, то есть паушального взноса. Как сообщила «Газете.Ru» генеральный директор компании «Донатс Проджект», развивающей в России сеть кофеен Dunkin' Donuts, для партнеров, готовых развивать более одной кофейни, существует возможность снижения паушального взноса до шести раз.
Холдинг «Г.М.Р. Планета Гостеприимства» (бренды «Сбарро»,» Елки-Палки», Yam Kee) снизил размер регулярных платежей, роялти, с 7 до 5% для одного из своих проектов. Также, как уточнили «Газете.Ru» в компании, был расширен комплекс услуг, оказываемых желающим открыть бизнес: холдинг взял на себя разработку и проектирование помещений, выбор и заключение договоров с поставщиками.
Изменили условия работы и фирмы компании, занимающиеся продажей одежды и обуви. Так, обувной ритейлер Alba запустил программу возврата непроданного в конце сезона товара, сообщил «Газете.Ru» директор по франчайзингу Alba Михаил Черников Также ритейлер начал предоставлять своим партнерам систему оплаты по факторингу, которая позволяет получить отсрочку платежа за процент от суммы, подлежащей оплате. Сам процент делится пополам между франчайзером, владельцем франшизы, и франчайзи, ее покупателем. Как указывает Черников, такие меры были приняты для того, чтобы у партнеров появились свободные средства.
Ритейлер модной одежды SELA не индексировал цены для партнеров, а также снизил требования к необходимой технике. «Сейчас мы готовы рассматривать открытие магазина уже на существующем оборудовании», — уточнил вице-президент SELA Эдуард Остроброд.
Некоторые головные компании решили взять на себя переговоры с арендодателями на местах. По словам генерального директора розничной сети «220 Вольт» Александра Шпетного, в условиях кризиса компания договорилась о снижении арендных платежей на 20%.
То, что многие франчайзеры взяли на себя переговоры с арендодателями франчайзи и в большинстве случаев убедили их снизить арендные ставки, повысило «выживаемость» франчайзи, указывают участники рынка и эксперты.
«Для многих франчайзи это стало ключевым условием выживания», — подтверждает глава Российской ассоциации франчайзинга (РАФ) Мераб Елашвили. Однако поддержка по карману далеко не всем компаниям — продавцам франшиз. По словам финансового аналитика ИХ «Финам» Тимура Нигматуллина, не больше половины франчайзеров в настоящее время ведут активную деятельность.
Некоторые франчайзинговые компании для сохранения доли на рынке готовы не только снижать роялти и паушальные взносы, но и входить в акционерный капитал своих франчайзи. Так, в 2014 году не закрыться компании «Кофе Сэт», работающей под австрийским брендом Coffeeshop Company, помог австрийский франчайзер, который выкупил 10% компании и зафиксировал курс для закупок на уровне 60 руб. за евро.
В некоторых случаях франчайзеры готовы прекратить отношения с франчайзи, если первые не уверены в стратегии развития последних. Например, в начале года продлевать лицензию на развитие в России сети ресторанов Carl's Jr отказалась материнская американская компания CKE Restaurants. Месяц спустя компания «Яркая звезда», осуществлявшая развитие сети самостоятельно и путем продажи субфраншизы, подала заявление о банкротстве.
Впрочем, снижение паушальных взносов, роялти и других платежей не скажется на устойчивости компаний, если владелец франшизы не контролирует процессы франчайзи на должном уровне, считает генеральный директор «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров.
Взносы и отчисления головной компании — не самая значительная статья расходов для франчайзингового партнера, если владелец франшизы сопровождает бизнес франчайзи на должном уровне, говорит он. «Далеко не всегда владельцы франшизы предоставляют адекватный сервис своим покупателям», — отмечает он.
На текущий момент в России работает более 1 тыс. франчайзеров, продавцов франшиз, и более 33 тыс. франчайзи, компаний — покупательниц франшиз. При этом количество компаний в разные года растет неравномерно. Согласно информации Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), количество франчайзи в 2011–2012 годах росло в среднем на 2100 заведений в год. В то же время в 2010 году появилось более 14 тыс. таких компаний. Сейчас также есть тенденция к росту, хотя и не такая заметная: за 2013 год в России открылось 2900 франчайзи, в 2014-м – уже 3600.
Схожие тенденции и по количеству компаний, продающих право на осуществление деятельности под своим брендом и разработанной бизнес-модели. В 2011–2012 годах темпы возникновения новых франчайзеров были меньше, чем в докризисные и кризисные годы. За эти два года в России появилось 155 новых предложений по покупке франшизы, в то время как только в 2010 году их появилось 110, а в 2013 и 2014 годах — более 120 в год.
Говорить о перспективах франчайзинга в 2015 году сейчас крайне сложно, констатируют эксперты. «Такой бизнес, особенно в условиях кризиса, более устойчив из-за проработанных бизнес-процессов, у компаний также есть возможность консультироваться с владельцами франшиз, — говорит финансовый аналитик ИХ «Финам» Тимур Нигматуллин. — Впрочем, для ведения деятельности на национальном рынке по всей стране фирме необходимы инвестиции. Однако даже если бизнес-модель компании себя зарекомендовала, получить финансирование в кризис все равно сложно».