По данным Федерального статистического управления Германии, импорт угля вырос до 46 млн тонн (на 2,1%), причем
импорт из России подрос на 6,6%, до 12,6 млн тонн, составив более четверти всех поставок этого вида сырья из-за пределов страны. Столько Германия не закупала в России с 2006 года, сообщает агентство Bloomberg.
Экспорт угля из России — одна из основных статей российского экспорта энергоносителей, по его объемам страна занимает третье место в мире после Индонезии и Австралии. Россия продает уголь в основном странам ЕС и в Азиатско-Тихоокеанский регион. Причем если в 1994 году из России было экспортировано всего 24,1 млн тонн каменного угля, то в 2013 году экспорт составил уже 143 млн тонн, в 2014-м – 153 млн тонн.
В последние месяцы российский уголь становится все более привлекательным для европейских клиентов еще и по причине резкого ослабления рубля. Российские шахты теперь могут предложить ЕС более выгодные цены на уголь в долларах.
«Европа может заменить российские объемы закупками в Колумбии, ЮАР, США, Австралии и Индонезии, но это будет означать повышение цен», — цитирует Bloomberg аналитика норвежской Nena AS Диану Басила. Поставки угля в Германию из Колумбии, в частности, снизились в прошлом году на 27%, до 5,9 млн тонн.
Для Германии закупки угля – мера вынужденная. После аварии на японской АЭС «Фукусима» в марте 2011 года Германия решила сделать энергетический разворот: объявила о закрытии всех атомных станций и сокращении использования угля для выработки электроэнергии.
Сейчас из 17 АЭС досрочно закрыто девять самых старых. Предполагалось, что недостающую электроэнергию — а ядерная энергетика вырабатывала примерно треть необходимого электричества — восполнят возобновляемые источники энергии (ВИЭ). Ветер и солнечные батареи стали главными трендами десятилетия. Даже канцлер Ангела Меркель распорядилась установить на крыше своей резиденции солнечные батареи.
Согласно государственной энергетической концепции, 35% электроэнергии в ФРГ до 2020 года должно будет производиться из возобновляемых источников, а до 2050 года доля энергии из солнца и ветра должна вырасти до 80%.
В Германии началось строительство ветряков, сейчас они восполняют примерно 10% вырабатываемой энергии. Еще столько же добавляют солнечные батареи и другие альтернативные способы получения электроэнергии. Этого явно не хватало самой мощной экономике Евросоюза, тем более что ВИЭ не позволяют вырабатывать энергию в достаточно стабильном режиме, а уж тем более покрывать пиковые нагрузки. Более того, альтернативные источники требуют значительных субсидий.
Чтобы не оказаться в ситуации энергетического голода, Германия решает частично вернуться к ТЭС на газе и угле. Сейчас в Германии уже строятся или проектируются 23 новые электростанции, работающие на угольном топливе. По оценкам Greenpeace, их мощность превысит 24 тыс. МВт. Фактически Германия идет назад в будущее. Добыча угля в Германии была признана нерентабельной еще 50 лет назад, большинство шахт в знаменитой Рурской долине было закрыто, на что ушли сотни миллиардов евро. А станций, работающих на угле, по-прежнему много. Неудивительно, что часть потребности в угле пришлось покрывать в том числе и за счет России.
Переходу на уголь способствовали и издержки в большой политике. В результате конфликта России с Украиной Германия, как, впрочем, и некоторые другие европейские страны, решили провести диверсификацию источников поставки энергоносителей. Цель новой политики – сократить зависимость от российского газа, тем более что строительство «Южного потока» было прекращено.
Наконец, рост потребности в угле объясняется чисто экономическими причинами. Уголь дешевле газа. Уголь легче вписывается в антикризисную политику бюджетной экономии, поборником которой Германия всегда являлась. А субсидирование возобновляемых источников энергии ложится тяжелым бременем на бюджет.
Из-за того что власти в Германии оказывают господдержку «зеленой энергетике», газовая генерация в Европе находится в затяжном кризисе. Крупные компании энергосектора стремятся избавиться от традиционных газовых электростанций, нередко работающих себе в убыток в условиях масштабной господдержки возобновляемой энергетики и возврата к дешевому углю, пишет немецкая газета Handelsblatt.
Кроме названных причин рост интереса к углю объясняется снижением спроса на него со стороны США. Сланцевая революция обвалила цены на уголь, и США стали искать источники сбыта за пределами страны, считает Сергей Пикин, глава Фонда энергетического развития.
Доля газа в энергетической корзине Германии в 2010 году составляла примерно треть, а доля угля сократилась до 16%, но теперь уголь явно отыгрывает позиции, считает эксперт. Но рост импорта из России продлится недолго, немцы не откажутся от масштабного перехода на альтернативные источники. Хотя кризисная ситуация в еврозоне может затормозить темпы такого перехода.
Генри Эванс-Джонс, заместитель редакционного директора Platts по рынкам энергоносителей в Европе, по просьбе «Газеты. Ru» проанализировал данные по импорту энергоносителей. По его словам,
угольная генерация в Германии останется востребованной как минимум лет восемь-девять.
«Спрос на уголь в Европе падает из-за снижения спроса на электроэнергию, но он тем не менее остается одним из основных источников топлива для выработки электроэнергии и в ЕС, и в Германии. Мы наблюдаем выработку электроэнергии на нескольких новых электростанциях, работающих на буром угле, и они будут востребованы до 2023 года, когда планируется закрыть все атомные станции и старые угольные станции, выделяющие большое количество вредных веществ», — говорит эксперт.
Временному возвращению к углю не рады экологи и врачи. По данным немецкого Альянса за здоровье и окружающую среду (HEAL), угольный дым вызывает болезни сердца и хронический бронхит. Это ежегодно уносит жизни трех тысяч жителей ФРГ.