Украинские бизнесмены ищут новые рынки за пределами своей страны. Около 200 заведений общественного питания вне пределов страны могут открыть украинские рестораторы в течение ближайшего года-двух, считает генеральный директор компании «Ресторанный консалтинг» Ольга Насонова. «Как правило, на такой шаг идут предприниматели, которые покинули страну и хотят развивать бизнес за рубежом», – пояснила она. По словам эксперта, в их компанию уже стали поступать подобные заказы: один украинский бизнесмен хочет открыть свое заведение в Кракове, еще несколько – в Испании.
Привлекательный Казахстан
К зарубежным рынкам активно присматриваются и крупные украинские ресторанные группы. Одним из первых осваивать зарубежные рынки стал известный в стране ресторатор Дмитрий Борисов, который в этом году планирует открыть два заведения: одно в Лондоне, а второе в Нью-Йорке. Ресторанная группа FM Group (сети Tarantino, «Мураками» и пр.) сейчас ищет площадку для своего второго ресторана в столице Великобритании. О том, что изучают зарубежные рынки для дальнейшего своего развития, заявляли представители «Козырной карты» и Mafia. «Некоторые рестораторы создают и продают франшизы заведений общественного питания, которые популярны в странах СНГ», – рассказывает глава директората Ассоциации франчайзинга Андрей Кривонос. В качестве примера он приводит сети «Блинок», Mr Grill, Burger Club и пр.
Другие украинские бизнесмены тоже посматривают «за кордон». Практически все строительные компании сейчас активно принимают участие в тендерах по всему миру, а некоторые из них открывают свои офисы за рубежом. Например, несколько представительств в странах СНГ зарегистрировала компания «Альтис-Холдинг». Ее примеру намерен последовать девелопер «Герц».
Самой же перспективной страной, по мнению украинских застройщиков, является Казахстан. Рынок недвижимости в этой стране сейчас активно развивается и отстает от украинского в среднем на пять лет. Например, группа компаний «Ультра» (сети одежды Baldinini, Levi's, Pierre Cardin, Lagerfeld и Guess) приобрела франшизу на развитие некоторых своих сетей в Казахстане: первые магазины сеть рассчитывает открыть уже в марте.
«К сожалению, российский рынок закрыт для нас из-за наблюдаемой напряженности между странами», – добавляет директор крупной торговой компании, который попросил не называть его имени.
Высокие риски
Украинские бизнесмены подыскивают новые рынки для развития, даже несмотря на лояльность правительства. Согласно постановлению кабмина, любые проверки деятельности украинских компаний запрещены до июня этого года. Главная же причина такой реакции бизнеса – стремительное падение украинской экономики. Например, только за последний год национальная валюта девальвировала с 8 до 25 грн за доллар, что спровоцировало рост цен в магазинах на 30–100%. Как следствие, в 2014 году по сравнению с предыдущим годом продажи в непродовольственной рознице рухнули практически вдвое, а в ресторанах – на 30–40%. Вакантность торговых центров составляет около 10%, офисных – около 30%, а в гостиницах сейчас занята в среднем только четверть номеров.
«Привлечь финансирование для строительства новых объектов сейчас практически нереально», – говорит директор крупной девелоперской компании, пожелавший остаться неназванным. Причем прогнозы у многих бизнесменов пессимистичные. Они ссылаются на данные Нацбанка, согласно которым в 2015 году ВВП страны упадет на 4–5%.
«Многие предприниматели диверсифицируют риски, поскольку у них нет уверенности в будущем. Но на Украине они пока не спешат закрывать свои объекты»,
– считает старший аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь.
Выход на зарубежные рынки не гарантирует бизнесменам успех. Ритейлер Дмитрий Ермоленко говорит, что уже пытался развиваться на рынке Казахстана, но вынужден был свернуть свою деятельность из-за низкого уровня продаж. Ольга Насонова говорит, что работа в странах ЕС сильно отличается от того, как украинские рестораторы ведут бизнес на родине. Конкуренция на рынке Испании, например, в несколько раз жестче, чем на Украине. Поэтому некоторые собственники бизнеса могут оказаться не готовыми к новым вызовам и вынуждены будут отказаться от экспансии.