На фоне ухудшения ситуации в экономике в России растет спрос на «деньги до зарплаты». По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в январе текущего года россияне взяли в микрофинансовых организациях 156,2 тыс. микрокредитов.
Таким образом, спрос на услуги МФО со стороны населения за аналогичный период увеличился на 20%.
Крупнейшие участники рынка зафиксировали еще больший прирост. Так, например, в компании «Домашние деньги» «Газете.Ru» рассказали о 30%-ном увеличении спроса по сравнению с январем 2014 года.
Всего по итогам 2014 года в базе НБКИ было зафиксировано 1,38 млн действующих займов физлицам на сумму 34,6 млрд руб., предоставленных микрофинансовыми институтами (из которых 783,5 тыс. займов на сумму 15,8 млрд руб. являются микрокредитами).
Такой всплеск интереса населения к МФО, по мнению директора по маркетингу НБКИ Алексея Волкова, напрямую связан с ситуацией, которая сложилась в банковском секторе в последнее время.
Банки, опасаясь потерять контроль над растущей просроченной задолженностью, предпочитают не кредитовать физлиц в наименее обеспеченном сегменте. Поэтому клиентам банков приходится чаще обращаться в МФО. «В январе ряд банков на некоторое время приостанавливали действие своих кредитных программ из-за высокой волатильности на финансовых рынках», — напоминает он. По мнению Волкова, банкам понадобилось время для адаптации к новым условиям, когда стоимость денег для них самих резко выросла. «Микрофинансовые организации оказались более готовы к такой ситуации», — подчеркивает Волков. Поэтому они увеличили выдачу займов, подчеркивает директор по маркетингу НБКИ.
Главный исполнительный директор компании «Домашние деньги» Андрей Бахвалов увеличение спроса на МФО связывает в том числе и со снижением рекламной активности банков. Когда банки исчезают с билбордов и рекламных растяжек, контакты МФО (объявления, расклеенные вручную) оказываются под рукой (активным размещением рекламы в интернете занимаются всего 10–15 микрофинансовых компаний).
Для разговоров о массовом перетоке клиентов банков в МФО объективно пока нет оснований, все же отмечает Бахвалов. По его словам, структура выдачи остается примерно одинаковой, а доля людей, не имеющих доступа к банковским продуктам, не меняется и составляет 50%. Рынок МФО и банковский в клиентской базе пересекается на 25%: у клиентов МФО нет кредитных историй либо она испорчена. Суммы, которую, как правило, дают банки и МФО, очень сильно разнятся, указывает Бахвалов.
Переход, по его словам, возможен из получателей POS-кредитов, которые раньше брали кредит в торговой точке на покупку конкретного товара.
Однако не факт, что, дойдя до МФО, покупатель вернется за своим телевизором: такие покупки импульсивны.
<1>Гендиректор «Эксперт РА» Павел Самиев считает, что рост МФО продолжается не благодаря, а вопреки кризису: компании активно развивались и в предыдущие годы. Удивительно, что, по его словам, этот рынок пока не «схлопнулся», в отличие от остальных. Но это может быть временным явлением. «Некоторый переток происходит, но это не колоссальная величина. Можно сказать, что это эффект одного месяца. И хотя по итогам года МФО вырастет, этот рост будет умеренным. Для активного роста у МФО сейчас слишком мало источников привлечения ресурсов: в отличие от банков они не могут привлекать вклады», — прокомментировал он.
Пока спрос на услуги МФО не падает, но количество игроков уменьшается.
Это связано с как активностью Центробанка по очистке рынка, так и с отсутствием фондирования у самих МФО, у них сокращаются ресурсы для выдачи займов. В четвертом квартале порядка 500 организаций покинули реестр.