Проблемы в российской экономике повлияли на бизнес европейских банков. Австрийская банковская группа Raiffeisen Bank International намерена сократить активы на 20% из-за девальвации рубля и резкого укрепления швейцарского франка, отмечает Financial Times.
В банке подтвердили наличие таких планов. «Для того чтобы расширить буфер капитала, планируется сокращение взвешенных по риску активов на 20%», — сказано в сообщении, размещенном на сайте группы. В 2014 году банк получил прибыль от российского бизнеса в размере более 300 млн евро. Несмотря на ожидаемый рост резервов в 2015 году, в банке ожидают получить положительный финансовый результат. «Несмотря на спекуляции, Райффайзенбанк подчеркивает, что продажа российской дочерней компании не обсуждается», — говорится в сообщении австрийской банковской группы.
В российской пресс-службе не стали дополнительно комментировать, каких конкретно активов коснется сокращение и в каком объеме оно будет произведено.
Источник «Газеты.Ru» в российском Райффайзенбанке рассказал о том, что конкретные планы по сокращению бизнеса в банке появятся после согласования бюджета, который сейчас находится на стадии обсуждения.
«Нам сложно расти на таком рынке, но потребуется ли сокращение бизнеса, каких сегментов это коснется, пока нет ясности. Детали пока не обсуждались», — говорит он. В настоящее время банк проводит стресс-тестирование и не стремится наращивать кредитование заемщиков — компаний непищевого импорта, строительства и недвижимости в целом, отметил он.
Пока что можно сказать с уверенностью, что изменения не коснутся зарплатных клиентов банка: банк по-прежнему заинтересован в наращивании комиссионного дохода, привлечении таким образом и удержании новых клиентов, говорит источник.
По состоянию на 1 января 2015 года бизнес банка (активы), по данным Национального рейтингового агентства, составил 891 млрд руб., кредитный портфель банка за прошлый год вырос на 31%.
«Российский бизнес вплоть до настоящего момента был наиболее прибыльным в группе, а российский сегмент Райффайзенбанка активно развивался в России. Прибыль российского подразделения позволяла компенсировать потери на других рынках, — комментирует главный аналитик Промсвязьбанка Дмитрий Монастыршин. — Райффайзенбанк, как и многие другие европейские банки, сейчас находится под давлением от введения нормативных требований «Базель-3», и ужесточение требований к капиталу — это одна из причин, по которой в банке вынуждены сокращать активы».
В 2015 году сокращение бизнеса в России связано с геополитикой и с ухудшением конъюнктуры российского рынка, признают эксперты.
Райффайзенбанк – универсальный банк, его основной бизнес связан с корпоративными заемщиками. Сокращение розничного бизнеса технически более сложно: сокращать нужно отделения, персонал. «В текущем году, скорее всего, будут сокращать корпоративный бизнес: будут сокращаться лимиты на наиболее рискованные отрасли и компании, будет сокращаться долгосрочное кредитование», — считает Монастыршин.
Впрочем, по мнению источника в корпоративном блоке «дочки» другого иностранного банка, с наибольшей вероятностью сокращение коснется кредитования малого и среднего бизнеса, хорошо развитого в банке, поскольку «в этой сфере сейчас накоплены значительные риски».
Не только слабый рубль, но и слишком сильный франк повлиял на бизнес группы. В середине января франк укрепился после решения Нацбанка Швейцарии убрать ограничение верхнего предела его курса к евро. Многие клиенты Райффайзенбанка в Центральной Европе брали кредиты во франках, поэтому банк может испытывать сложности с возвратом этих средств.
На фоне возможных потерь по ипотечным кредитам субординированные бонды группы в среду торговались на уровне 58 евроцентов на евро номинала, что, как отмечает Financial Times, указывает на высокие дефолтные ожидания рынка.
Кредитные дефолтные свопы на субординированные облигации банка торгуются на уровне, который соответствует 70-процентной вероятности дефолта в ближайшие пять лет.
Ранее Райффайзенбанку уже приходилось несколько раз опровергать свой уход из России. На прошлой неделе председатель правления российской «дочки» банка Сергей Монин заявил, что банковская группа не планирует продавать бизнес в России.