Россия входит в список стран с наименьшей степенью экономической свободы. По этому показателю она заняла 143-е место из 178 стран, набрав 52,1 балла из 100 возможных, следует из обнародованного в среду рейтинга Heritage Foundation. Это хуже, чем в прошлом релизе рейтинга, когда государство находилось на 140-й строчке, между Таджикистаном и Бурунди, имея 51,9 пункта. Прошлогодний результат был на 0,8 пункта лучше, чем в 2013 году.
Несмотря на рост политической и экономической изоляции и падение цен на нефть и газ, в России экономических свобод стало больше, этот показатель вырос на 1,6 пункта начиная с 2011 года. И на 0,2 пункта по сравнению с прошлым годом.
Немного меньше стало коррупции, немного больше стало свободы труда, свободы ведения бизнеса, более прозрачным стало налогообложение. Ухудшилась ситуация с соблюдением прав собственности и госфинансами.
Среди 43 европейских стран Россия заняла 41-е место. По степени экономической свободы Россия упала ниже партнеров по БРИКС: Бразилия заняла в нем 118-е место, Индия — 128-е, Китай — 139-е, ЮАР — 72-е.
Из партнеров по Евразийскому экономическому союзу худший рейтинг у Белоруссии — 153-е место, лучший рейтинг у Казахстана — 69-е место с 63,3 балла. В отчете отмечается, что при сильных бюджетных ограничениях, низких налогах и стабилизирующейся монетарной политике Казахстан постепенно улучшает свои экономические условия. За последние пять лет рейтинг Казахстана вырос на 1,2 пункта благодаря улучшению финансовой, денежно-кредитной и инвестиционной свободы, а также снижению государственных расходов.
В этот раз Россия оказалась по уровню экономической свободы между Коморскими Островами и Гвинеей. Таджикистан, для сравнения, находится на 140-й строчке, Либерия — на 141-й.
Баллы начисляются на основании оценки десяти показателей. Таких как открытость рынка, эффективность госрегулирования, гарантия прав собственности, защищенность от коррупции и свобода рынка труда.
Россия уже опускалась на 143-е место в рейтинге экономической свободы. Это было в 2011 году, тогда она заняла место между Сейшелами и Эфиопией. Лучший результат РФ — 139-е место.
Основы экономической свободы в России остаются слабыми, считают эксперты Heritage Foundation. Помимо связей с Европой Россия остается относительно закрытой страной для торговли и инвестиций. Правительство контролирует приток иностранных инвестиций и субсидирует государственные предприятия, ограничивает конкуренцию, пишут авторы рейтинга. Как отмечал ранее директор Центра международной торговли и экономики Heritage Foundation г-н Миллер, потеря экономической свободы приводит к замедлению экономического роста, ухудшению социальных показателей (в здравоохранении, образовании и др.). Наоборот, страны со свободной экономикой имеют больше возможностей для достижения социальных целей, чем те, которые в основном полагаются на государственное регулирование и централизованное управление.
Фактически Россия в последние годы топчется на месте, передвигаясь в рейтинге то вниз, то вверх на несколько соседних позиций.
Нет принципиальных изменений и в оценках. «Российское законодательство представляет угрозу для иностранных инвесторов... Маленький, неразвитый финансовый сектор остается уязвимым для государственного влияния», — говорилось в исследовании фонда от 2011 года. Россия для иностранных инвесторов представляется закрытой страной с высоким уровнем коррупции, несправедливыми судами и неудобным для работодателя трудовым законодательством. «Защита собственности слабая. Правоохранительная система непредсказуема, коррумпирована... Ограничения на экспорт и импорт, непрозрачные правила и стандарты... Сложная процедура увольнения сотрудников», — говорилось в главе, посвященной России. Все претензии остаются актуальными до сих пор.
Власти, скорее всего, назовут обновленный рейтинг Heritage Foundation необъективным и политически ангажированным. Как и в случае с рейтингами от агентства S&P, например, оценившего на этой неделе инвестиционную привлекательность России как «мусорную».
Важно помнить, что рейтинг не дает представления о текущем положении дел. «Есть определенный лаг, и он примерно год. То есть рейтинг отражает состояние на начало 2014 года. Это была другая жизнь», — говорит глава департамента стратегического анализа компании ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев.
С тех пор ситуация в России серьезно изменилась. «Сейчас у нас пошли прокурорские проверки розничных сетей. Следственному комитету вернули полномочия по возбуждению уголовных дел о налоговых преступлениях», — перечисляет Николаев.
Эксперты скептически относятся к возможности послаблений для бизнеса в кризисное время. «Не верю, что это будет реализовано, — говорит сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. — Сейчас установился такой внутренний баланс. Ничего особенно не изменится. Ни правоохранителей наших не будут теснить, но уж совсем загонять в угол бизнес тоже не будут».
На вопрос о том, не обидно ли, что этот «внутренний баланс» Россия установила на таком низком уровне, гораздо ниже, чем соседи по БРИКС, он ответил: «Обидно только тем, кто не может ничего изменить. А тем, кто может, видимо, не обидно».
Антон Данилов-Данильян не ожидает, впрочем, серьезного провала. «В 2014 году ничего не происходило, принципиальных изменений не было. На местах все зависит от местных властей. Что касается прокурорских проверок, то мне кажется, что эта кампания все-таки эпизодическое явление и скоро оно уйдет», — говорит Антон Данилов-Данильян.
В следующих релизах рейтинга экономических свобод Россия может опуститься гораздо ниже, не согласен Игорь Николаев.
«То, что выйдет в рейтинге через год и через два, совсем другая история. Все то, что происходило до этого, не дает рассчитывать на ослабление для бизнеса», — говорит Николаев.
Дело в том, что большинство россиян «закручивание гаек» для бизнеса приветствует.
«Это понравится электорату. Большинство скажет: «Давно пора послать прокуратуру в магазины, так им и надо, спекулянтам». А у нас выборы в 2016 году и в 2018 году, — поясняет Игорь Николаев. — И потом, так проще. Предоставить свободы — да, это по учебнику вроде бы должно когда-то сработать. Но все так сомнительно. Проще действовать как всегда. Советники президента уже озвучивают всевозможные ограничительные меры». Так, советник президента России Сергей Глазьев еще в 2014 году призвал Центробанк зафиксировать курс рубля и удерживать на «разумном уровне» в течение ближайших нескольких лет.