После ажиотажных покупок конца 2014 года россияне начали перепродавать товары, скупленные на волне паники, возникшей из-за резкого падения курса рубля. Попытки некоторых граждан сберечь свои рублевые сбережения к желаемому результату не привели. Сейчас на сайтах бесплатных объявлений можно найти сотни предложений о продаже новенькой техники.
Некоторые продавцы, вложившие средства в бытовые товары для того, чтобы «чтобы не пропали деньги», сейчас готовы отдавать свои предпраздничные покупки с существенными скидками, объясняя это тем, что «деньги всем нужны».
«Отдам игровой ноутбук в отличном внешнем состоянии за 30 тыс. руб., подойдет для всех современных игрушек. Покупался до кризиса за 45 тыс. Сейчас стоит не меньше 65 тыс.», — предлагает москвич Андрей.
Другие, вероятно, не рассчитали с количеством товаров, на которые были потрачены последние наличные средства. «Продается телевизор, новый, не распаковывался. Осталось 8 штук, были куплены у официалов до повышения цен. Причина продажи: нужны деньги для поездки к жене в Чехию!» — пишет Станислав из Санкт-Петербурга.
Есть и такие, кто остался недоволен свежими приобретениями. «Продам абсолютно новый телевизор в коробке со всеми документами, чеком и гарантией. Купил 9 декабря на фоне подорожания товаров самый навороченный телевизор, но старый оказался лучше», — говорилось в сообщении одного из москвичей. Другой житель столицы предлагает купленный в середине декабря телевизор со всеми документами и чеками по причине того, что «не оказалось нужного разъема».
К отдельной категории можно отнести тех, кто совершал свои «инвестиционные вложения» в большой спешке. К примеру, часто можно встретить объявления о продаже холодильников, которые относятся к категории «выше среднего», под предлогом того, что оборудование «не подошло по размерам». «Покупали за 121 тыс. руб., сейчас холодильник стоит от 175 тыс. до 190 тыс., продаем за те же деньги, за которые покупали», — гласит объявление одной из россиянок.
Многие непродовольственные ритейлеры сообщали о высоких результатах по объемам реализованной продукции в конце прошлого года. К примеру, продажи российской сети «М.Видео» в декабре выросли в 1,7 раза на фоне ажиотажного спроса на товары из-за обвала рубля, сообщали представители компании. В «Юлмарте» за тот же период зафиксировали 36-процентное увеличение суммы среднего чека и рост продаж на 20%.
«Люди спустили деньги, на которые могли бы жить в 2015 году, их оставили на потребительском рынке в декабре 2014 года», — объясняла руководитель Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева на прошедшем в столице Гайдаровском форуме. Подобная массовая закупка товаров на имеющиеся сбережения может серьезно повысить социальные риски в текущем году. «Запас прочности, который обычно помогает российскому населению пережить период невыплат зарплаты, в этот раз намного меньше, — говорит Малева. — Сейчас начнутся задержки зарплаты и административные отпуска. И что люди будут делать с тремя стиральными машинами? На рынок пойдут?»
При этом, как отмечали ритейлеры, незадачливые покупатели не спешат сдавать технику обратно в магазины. По данным торговых сетей, случаи возврата купленных перед Новым годом товаров не носят массового и системного характера. Однако причина, по которой граждане не стремятся сдать товар обратно в магазин, а пытаются его продать на сайтах бесплатных объявлений, проста — сложные условия обмена и возврата.
Электробытовые приборы, компьютеры, телевизоры, принтеры, холодильники и многие другие товары относятся к категории «технически сложных товаров», возврат которых в надлежащем качестве, согласно законодательству, не предусмотрен. Однако в правилах возврата на сайтах некоторых ритейлеров допускается обмен или возврат денег за технически исправный товар в течение некоторого времени, например, 14, 30 или 60 дней.
С другой стороны, такой обмен всегда остается по усмотрению администрации магазина. К тому же, для замены или возврата на купленной технике не должно быть следов эксплуатации, должна быть сохранена упаковка, товарный вид, пломбы и фабричные ярлыки. Как показывает практика, многие размещающие объявления граждане эти правила нарушали хотя бы в одном пункте.
«Повышение розничных цен на электронику и бытовую технику подвигло многих россиян к приобретению этих товаров по ценам, зафиксированным еще до быстрого роста курсов валют. Особенно это заметно в таких сегментах, как автотранспорт, бытовая техника и электроника», — признает начальник отдела корпоративных коммуникаций Avito.ru Татьяна Стародубцова. В настоящее время, по данным Avito, в категории «бытовая электроника», в которую входят аудио-, видео- и фототехника, телефоны, ноутбуки и компьютеры, на сайте появляется порядка 50 тыс. объявлений в день.
В компании не исключают, что через несколько месяцев число предложений в обозначенной категории может увеличиться. Также, отметила Стародубцова, можно ожидать повышения спроса на технику, покупаемую у частных лиц. Предложения о срочном выкупе бытовой техники, в том числе и с возможным выездом и покупкой оптом, уже начали появляться на различных сайтах.