Швейцарский национальный банк неожиданно отменил потолок обменного курса швейцарского франка к евро, а также снизил учетную ставку с -0,25 до -0,75%, говорится в опубликованном в четверг заявлении швейцарского регулятора.
Швейцарский национальный банк также снизил диапазон трехмесячного Libor с -0,75–0,25 до -1,25–0,75%.
Таким образом, швейцарский регулятор неожиданно для всех прервал эпоху поддержки национальной валюты, длившуюся с сентября 2011 года.
В 2011 году в рамках борьбы с последствиями мирового финансового кризиса правление SNB приняло решение об установлении минимального обменного курса по паре евро/швейцарский франк на уровне 1,2000. Тогда регулятор объяснял подобное решение необходимостью поддержать отечественных экспортеров, для которых падение курса швейцарской валюты означало бы убытки. Регулятор заявлял, что «пойдет на любые меры и будет держать минимальный обменный курс при любых условиях, не обращая внимания на издержки».
Выдержка регулятора проверялась не раз. В июне 2012 года курс швейцарского франка к евро вырос до минимальной отметки в 1,2003, заставив SNB выйти на межбанковский рынок для того, чтобы не опустить ухода пары евро/франк ниже установленной отметки. К сентябрю 2012 года регулятор смог перехитрить игравших на повышение франка игроков и благодаря огромным валютным интервенциям отбросил курс национальной валюты до 1,2089 франка за доллар. В последующие годы франк продолжил падение по отношению к евро, установив ценовой максимум последних четырех лет на отметке 1,2556 франка за евро, однако впоследствии курс швейцарской валюты вновь начал укрепляться.
Обратно к минимальному обменному курсу пара евро/франк подошла в ноябре 2014 года, впервые за два года попытавшись пробить данный уровень. Как и ранее, массированные валютные интервенции со стороны SNB отбросили курс швейцарского франка обратно к 1,2041 франка за евро. Впрочем, уже в декабре курс национальной валюты Швейцарии вновь приблизился к отметке в 1,2000 франка за евро. В январе пара евро/франк оставалась у уровня в 1,2000, удерживаемая только SNB.
«Это очень неожиданный шаг», — сказал WSJ Василеос Глионакис, валютный стратег UniCredit, который опасается, что в среднесрочной перспективе это может отрицательно повлиять на доверие к швейцарскому регулятору. Еще в декабре председатель ЦБ Томас Йордан говорил о защите курса 1,2 франка как об «абсолютной необходимости».
В результате швейцарский франк резко укрепился к основным мировым валютам. К доллару франк вырос на 25%, а к евро прибавил более 30%. Франк, по данным на 16.00, подорожал и по отношению к рублю на 10 руб.: сейчас за швейцарскую валюту дают 73 руб.
Решение об отмене минимального обменного курса и снижении ключевой ставки означает, что SNB готов поступиться интересами экспортеров для того, чтобы сохранить экономическую стабильность, отмечает аналитик «Открытия» Андрей Кочетков.
«Хотя номинально курс швейцарского франка по-прежнему высок, его реальная стоимость продолжает снижаться, с тех пор как был введен минимальный обменный курс, — говорится в сообщении SNB. — Швейцарская экономика смогла воспользоваться этим периодом, чтобы адаптироваться к новым условиям».
«Регулятор долгое время сдерживал укрепление швейцарского франка, однако, по всей видимости, наступил тот предел, когда поддержание текущего минимального обменного курса стоило бы SNB слишком дорого. Поэтому регулятор решил, что раз инвесторы хотят вкладываться в франк даже с убытком для себя (ведь ключевая ставка отрицательная), пусть это делают. Да, конечно, придется пожертвовать рядом экспортеров, однако стабильность финансовой системы превыше всего», — отмечает Кочетков.
Стоит отметить, что и в самой Швейцарии находилось немало противников монетарной политики SNB.
В ноябре в Конфедерации прошел референдум «Сохраним наше швейцарское золото». Инициаторы референдума планировали через всенародное голосование заставить SNB отказаться наращивать валютные запасы, которые постоянно росли из-за валютных интервенций, направленных на поддержку франка, и ввести норму о том, что золото должно составлять не менее 20% в активах нацбанка (сейчас около 8%).
Впрочем, референдум окончился поражением для сторонников наращивания золотых запасов — более половины граждан страны поддержали монетарную политику SNB. Резкое изменение монетарной политики Швейцарского национального банка может оказаться лишь началом больших перемен на валютном рынке, предупреждают эксперты. «Дорогой доллар начинает заметно влиять на все валюты мира, — отмечает Кочетков. — Помимо Швейцарии тектонические изменения могут произойти в монетарной политике стран Скандинавии (валюты этих стран, так же как и швейцарский франк, считаются «безопасными валютами»), вчера власти Швеции уже дали понять, что готовы к обесценению кроны, если это поможет экономике страны».
А вот падение евро может продолжиться.
Падение евро к франку уже спровоцировало снижение курса европейской валюты. Так, по отношению к доллару он снизился до $1,1579 — самого низкого уровня с ноября 2003 года.