Разобравшись с ажиотажным спросом на валюту, 20 декабря белорусское правительство занялось инфляцией. В стране объявлен мораторий «на повышение цен на потребительские товары, а также на любое повышение тарифов на услуги естественных монополий». Цены должны замереть на уровне 18 декабря — последнего дня перед тем, как Национальный банк Белоруссии обложил покупку валюты комиссией в 30%.
На непопулярные меры белорусские власти пошли после того, как за три дня — с 16 по 18 декабря — белорусы «вынесли» из обменников $179 млн, то есть около 3% золотовалютных резервов республики.
Введение комиссии создало предпосылки для роста цен: импортеры спешно переписывали ценники исходя из курса, по которому рассчитывали приобрести валюту для следующих закупок. Однако теперь покупатели, обнаружившие рост цен в магазинах или на рынках, могут сообщить об этом на «горячую линию» министерства торговли.
После сообщения о повышении цен власти могут приостановить работу магазина.
Именно по такому звонку уже вечером 20 декабря в Минске закрыли салон «Студия Квадро», торгующий керамической плиткой из Польши и Испании. Попутно выяснилось, что керамика белорусского производства в салоне не представлена вовсе. «У руководства магазина будет время подумать и заключить договоры с отечественными производителями керамической плитки», — прозрачно намекнул на перспективы возобновления работы салона первый замминистра торговли Белоруссии Артур Карпович.
Практика регулирования цен не нова для Белоруссии. В последний раз власти возвращались к ней в разгар валютного кризиса 2011 года, приведшего к трехкратной девальвации белорусского рубля. Тогда производители и импортеры должны были подтверждать отпускные цены экономическими расчетами, а на ряд товаров минэкономики установило предельные торговые надбавки.
Перечень социально значимых товаров и услуг, цены на которые регулируются государством, существует в Белоруссии до сих пор.
В него входят хлеб, мясо, молоко, яйца, детское питание, некоторые овощи и другие продукты, а также ритуальные услуги, общие отделения бань, услуги оздоровительных лагерей и прочее.
Теперь же власти настаивают на том, что на месте должны стоять все цены и тарифы без исключения.
Белорусские импортеры оказались в сложных, если не сказать трагических условиях. Покупатели, не успевшие поменять рубли на доллары или евро, сметают с полок торговых центров телевизоры, холодильники и пылесосы по «старым» ценам, а «новые» цены поставить нельзя — закроют.
В сложившейся ситуации импортерам выгодно было бы переждать мораторий и уже сейчас уйти на рождественские каникулы. Чиновники это хорошо понимают, поэтому 20 декабря белорусский минторг «предостерег объекты торговли от самовольного закрытия».
Заместитель министра торговли Ирина Наркевич крайне дипломатична: «Мы бы не советовали объектам торговли уходить в краткосрочный отпуск на неопределенный период». Чиновница настаивает, что у предпринимателей есть обязательства по обслуживанию населения, что исполкомы предоставляют места для магазинов не для того, чтобы те стояли закрытыми. «Поэтому не может быть: просто захотел — и закрыл», — подчеркнула замминистра.
Намерения правительства прозрачны. Тем же постановлением совета министров, которым устанавливается мораторий на рост цен, власти Белоруссии активизируют импортозамещение. Чиновникам, отвечающим за производство потребительских товаров, а также руководителям холдингов «Атлант» и «Горизонт» поручено нарастить поставки в розничную торговую сеть. «Считать невыполнение указанного поручения несовместимым с нахождением руководителей этих органов и организаций в занимаемых должностях», — указано в документе.
Премьер-министр Белоруссии Михаил Мясникович уже на следующий день после введения моратория на рост цен заявил, что «нет оснований говорить, что будет инфляция на уровень валютного сбора». Чиновник не умолчал о том, что «какой-то импортный товар подорожает». Но тут же заметил, что в Белоруссии производится аналогичная продукция. Качественная, по доступным ценам и в достаточном количестве.
Импортеры, вынужденные держать «старые» цены и при этом с комиссией покупать валюту для новых поставок, не смогут сохранить прежние объемы товарооборота. Это касается и российского экспорта. Ведь на покупку российского рубля, необходимого для расчетов с поставщиками из РФ, в Белоруссии до 1 февраля 2015 года также действует комиссия в 30%. Это грозит импортерам вымыванием до 30% оборотных средств за каждый торговый цикл.
Сами импортеры, впрочем, более оптимистичны. Вероятно, потому, что рассчитывают разделить издержки с покупателями.
«До закупки на 30% меньше не дойдет, — заявил «Газете.Ru» один из импортеров на условиях анонимности. — Просто будем переходить на доставку под заказ. А 30% будем включать в дополнительные услуги. Тут можно придумать много чего: доставка, упаковка и так далее».
Россия пока остается крупнейшим экспортером товаров в Белоруссию. Согласно данным ФТС, за январь — октябрь 2014 года российский экспорт в РБ составил $16,7 млрд, импорт — $10,2 млрд, что в сумме дает 4,1% внешнеторгового оборота РФ.
«Импорт из России однозначно упадет, — считает ассоциированный эксперт Исследовательского центра ИПМ, научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.
— Вопрос пока что — в каких масштабах. То, что цены в магазинах замораживаются, существенно ограничивает официальные каналы поставки импорта. Я бы даже сказал, что то, что нужно платить за валюту на 30% больше, а продавать по старым ценам, сводит импорт на нет. Что касается «партизанского» импорта — тех российских товаров, которые ввозят в Белоруссию жители приграничных областей, то динамика его объемов зависит от того, насколько равновесным население посчитает курс с комиссией в 30%. На мой взгляд, сейчас он по-прежнему неравновесный. А равновесным я считаю то соотношение белорусского и российского рубля, которое мы видели в начале 2014 года».
В январе 2014 года 1 российский рубль стоил около 290 белорусских. Официальный курс Нацбанка Белоруссии, установленный 22 декабря, — 193,5 белорусского рубля за 1 российский. Купить валюту в Минске можно с комиссией в 30%, соответственно, реальный курс российского рубля в настоящее время приближается к 260 белорусских рублей.