«После «черного вторника», когда евро ушел за отметку выше 100 руб., туристы пребывают в шоке. Рынок парализован. Продажи турпакетов просто встали», — сообщила «Газете. Ru» пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина.
По ее данным, продажи новогодних туров упали на 50%, а по некоторым направлениям даже на 70% относительно того же периода прошлого года.
Некоторые туристы вынуждены отказываться от туров: дополнительные расходы, связанные с поездкой (питание, экскурсии), становятся слишком дорогими. Особенно в Европу. Правда, отказов от туров, которые уже полностью оплачены, пока немного, добавляет Тюрина.
Кто заплатит за курс
Драматичнее ситуация у тех путешественников, которые оплатили турпакет лишь частично. С них операторы требуют доплаты, но уже по действующему курсу доллара или евро. Не все могут теперь это себе позволить.
«Если турпакет оплачен не полностью, доплачивать придется. Или ехать по укороченной программе. Или отказаться от тура с потерей части суммы», — говорит Изо Арахамия, руководитель правового департамента Ростуризма.
Она предлагает потенциальным путешественникам внимательнее читать договор на оказание туруслуг. Если в договоре говорится, что туроператор имеет право требовать доплату в связи с изменением курса рубля, то такое требование законно.
Жалобы в Ростуризм на дополнительные поборы с туристов начали поступать с конца прошлой недели, рассказала «Газете.Ru» пресс-секретарь Ростуризма Ирина Щеголькова.
При этом проблемы возникают даже у тех, кто полностью заплатил за свой тур несколько месяцев назад.
«Туроператоры не переводят деньги партнерам день в день, кто-то это делает в конце месяца, кто-то — в конце квартала. Компании могли получить деньги ранее и не конвертировать их в зарубежную валюту. И тут возникает спорная ситуация, ведь в том, что курс растет, не виноваты ни туристы, ни турфирмы», — считает Щеголькова.
«Гореть» будут все!»
На фоне избытка предложения наметился новый тренд. Так, на рынке в продажу начали поступать «горящие туры», что в принципе не очень свойственно для рождественского сезона. Направления — любые. Цены ниже рыночных, но пока еще «кусаются». «Потерпите недельку — «гореть» будет все!» — говорит источник «Газеты.Ru» в индустрии.
Дело в том, что туркомпаниям нужно собрать хоть какие-то деньги, иначе произойдет кассовый разрыв. Это случилось, к примеру, с туроператором «Астравел», который не полностью оплатил услуги контрагентов из-за обвала рубля и падения спроса. В результате «Астравел» попросил своих клиентов повторно оплатить услуги. Подобная ситуация складывается и у других туроператоров, знает Тюрина.
Ставка на внутренний туризм
Давление на турбизнес оказывает и неопределенность с принятием поправок в закон о турдеятельности. Бизнесу не нравится предложение об увеличении минимального размера финансового обеспечения до 50 млн руб. для туроператоров, специализирующихся на выездном туризме. Региональные туроператоры, представители малого и среднего бизнеса, разорятся, если Госдума примет эту поправку.
«Некоторые из туроператоров уже перерегистрировались на предоставление услуг на внутреннем рынке», — говорит Тюрина.
При этом небывалый спрос на российские направления приводит к неожиданным проблемам. Так, инфраструктура в Сочи на Красной Поляне может не выдержать наплыва туристов. «Сложилась ситуация, когда туристы, заранее спланировавшие отпуск при одной цене ски-пасса, приехав в отель, обнаружили совершенно другую. Теперь они пишут нам жалобы. Будем разбираться», — пояснил «Газете. Ru» Тимофей Нижегородцев, начальник Управления по контролю социальной сферы и торговли ФАС России.
Рынок ужмется
«Туристическая отрасль переживает очень тяжелые времена. Даже кризис 2008 года прошел без больших потрясений, падение продаж не превысило 20%», — резюмирует Тюрина. Она не исключает, что в следующем году произойдет значительная консолидация отрасли. При этом возможности пережить кризис выше у крупных игроков.
Сейчас в госреестре туроператоров зафиксировано около 4,5 тыс. компаний. Учет турагентств не ведется, но, по экспертным оценкам, их примерно 20 тыс.
По данным Ростуризма, прошлый кризис не пережили примерно 5% компаний. «Сейчас ситуация развивается по гораздо более жесткому сценарию», — говорит Арахамия.
«Я бы не стал так драматизировать ситуацию. Сокращение продаж в сегменте новогодних туров значительное — 40%. Урезаются в первую очередь дальнемагистральные направления: Мексика, Куба, Доминикана. Чем дороже тур, тем ниже спрос», — говорит Владимир Воробьев, президент компании «Натали турс».
Продажи туров в Европу (Италия, Франция), в Стамбул, Египет, Эмираты тоже упадут, скорее всего, на треть. Тем не менее Воробьев считает, что новогодние пакеты будут распроданы: свободными остались «всего 9–10% забронированных кресел в самолетах».
Новый год встретят дома
Как удалось выяснить корреспонденту «Газеты.Ru», в турагентстве «Европорт» не планируют повышать цены в связи с колебаниями курса, поскольку стоимость туров компания традиционно выставляла в евро. Кроме того, в «Европорте» отметили, что в последнее время пик популярности туристических поездок сместился с привычного конца декабря на начало января. Возможно, нестабильная экономическая ситуация заставляет россиян встречать праздник дома, а уже на «длинных» каникулах отправляться в поездки по другим странам.
Так, купить недельный тур в Париж с вылетом из Санкт-Петербурга 27 декабря можно за €800, тогда как одни только билеты на 3 января обойдутся примерно в €1,2 тыс. (около 94 тыс. руб. по текущему курсу). По словам менеджера компании, это связано с тем, что все больше клиентов сообщают о желании отмечать Новый год в кругу семьи в России.
Еще одним трендом уходящего года становится рост самостоятельности россиян, которые из-за банкротства турфирм все чаще предпочитают не связываться с представителями туриндустрии. Доля самостоятельных бронирований при организации путешествий в последнее время резко возросла, показал опрос, проведенный компанией GfK Rus. Пакетные туры предпочитают 56% россиян, а самостоятельную организацию поездок — 44%. В Москве доля самостоятельного бронирования — 47%, в Санкт-Петербурге — 28%. В большинстве стран Европы соотношение пакетного и индивидуального туризма — 50 на 50.