Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

A380 долетался

Airbus может снять с производства лайнер A380

Концерн Airbus может через три года снять с производства самый большой в мире авиалайнер A380. Компания теряет заказчиков, надежды на азиатский рынок не вполне оправдались.Теперь Airbus придется давать скидку на лайнер, а также подумать над разработкой новых, более экономичных двигателей для самолета.

Airbus Group NV может снять с производства крупнейший в мире лайнер A380 к 2018 году, заявил инвесторам финансовый директор концерна Харальд Вильхельм, передает Bloomberg. По его словам, в 2014 году европейский авиастроительный гигант не смог заключить ни одного контракта на поставку двухпалубного самолета. Теперь компания будет вынуждена увеличить скидку на лайнер, а также подумать над разработкой новых, более экономичных двигателей для самолета. Перед Airbus стоит выбор: либо сделать проект A380 более экономичным (например, разработать новые двигатели для самолета — сейчас это двигатели Rolls-Royce или GE и Pratt & Whitney в зависимости от предпочтений заказчика), либо прекратить программу вовсе, объяснил Вильхельм.

Бумаги европейского авиаконцерна после сообщений о возможной отмене производства лайнера упали сразу на 10,4%, что стало самым большим падением за последние шесть лет.

Впрочем, позднее гендиректор Airbus Фабрис Брежье заявил, что европейский самолетостроитель не собирается прекращать выпуск A380, пообещав, что в конечном итоге на самолет установят новые, более совершенные двигатели, а также разработают его удлиненную версию.

Провал большой мечты

Аirbus приступил к реализации программы производства нового семейства аэробусов А380 в декабре 2006 года. На разработку самолета, по разным оценкам, ушло около $25 млрд. Всего у Airbus сейчас твердые заказы на 318 таких самолетов. Причем около 40% заказов приходится на Emirates Airways.

Ранее же компания оценивала спрос на эти самолеты примерно в 5700 единиц в течение 20 лет.

Поначалу казалось, что оптимистичные расчеты близки к реальности. Первый самолет А380 компания Airbus поставила Singapore Airlines в декабре 2007 года. В 2011 году компания поставила заказчикам 26 лайнеров, причем рекордным стал декабрь, когда к эксплуатантам ушли сразу четыре борта.

Однако расчет на китайский рынок не оправдался: КНР купила только пять самолетов.

Европейские покупатели тоже не слишком радовали.

А 2014 год действительно стал провальным для А380. Помимо отсутствия новых контрактов европейский авиационный гигант был вынужден отменять и уже заключенные соглашения.

В июле 2014 года Airbus Industries заявил, что расторг сделку на $1,7 млрд с японским лоукостером Japan's Skymark. Контракт на поставку шести А380 superjumbo был заключен лоукостером в 2011 году, однако японский авиаперевозчик был вынужден отказаться от сделки из-за своего осложнившегося экономического положения, вызванного повышением цен на импортное топливо в связи с падением курса иены. Впрочем, европейскому концерну все же удалось найти покупателя на два борта из шести заказанных японским лоукостером. «Это отличный самолет, но он работает только на правильных направлениях», — отмечает главный исполнительный директор Air France-KLM Александр де Жуньяк, который надеется отменить последний заказ на 20 самолетов А380 и заменить их на небольшие модели.

Первый покупатель А380 в Восточной Европе — российская «Трансаэро» отменять поставки, несмотря на сложное финансовое положение, пока не планирует, отметили «Газете.Ru» в пресс-службе отечественного авиаперевозчика. Осенью 2011 года авиакомпания и Airbus подписали меморандум о взаимопонимании на приобретение четырех таких самолетов. Предполагается, что А380 «Трансаэро» будут иметь трехклассную компоновку салона, рассчитанную на размещение около 700 пассажиров. Поставки самолетов начнутся с четвертого квартала 2015 года. Согласно расценкам Airbus, опубликованным 18 января 2014 года, средняя цена самолета в этом году составляет $389,9 млн.

С небес на землю

Причинами падения спроса на двухпалубный самолет стал как раз его размер, а также выбор авиаперевозчиками более перспективных и экономичных широкофюзеляжных двухдвигательных лайнеров, отмечают эксперты.

«Несмотря на то что А380 достаточно эффективен сам по себе, количество эксплуатантов и количество маршрутов, на которые его можно поставить, не очень велико. Поэтому для Airbus выгоднее направить свои мощности на А320 и А330, которые пользуются большим спросом», — говорит «Газете.Ru» авиационный эксперт, научный сотрудник Высшей школы экономики Андрей Крамаренко.

Компания просто решила перенаправить имеющиеся мощности на более перспективные направления, такие как семейства А320, А330 и А350, пользующиеся огромным спросом на рынке, отметил эксперт.

Изменения на рынке подтверждает и статистика Airbus по продажам. Так, продажи флагманской модели A321 в сегменте узкофюзеляжных самолетов выросли на 20% и теперь составляют около половины от всего объема выпускаемых концерном узкофюзеляжных самолетов.

Неутешительны перспективы не только А380, но и его «младшего брата»— Boeing 747.

В отличие от сегмента малых и средних широкофюзеляжных самолетов, рынок больших широкофюзеляжных самолетов с пассажировместимостью более 400 кресел будет сокращаться, предсказывают аналитики Boeing.

Концерн ожидает сокращения объема продаж с $280 млрд до $240 млрд, а общее число реализованных самолетов сократится с 760 до 620 единиц. По оценкам Boeing, вместительность среднего широкофюзеляжного лайнера на два прохода в ближайшие 20 лет увеличится на 20 мест, узкофюзеляжного — на 10. Самолеты станут длиннее, проходы — уже, расстояния между креслами сократятся.

Новости и материалы
В Тюмени молодой человек выпал с высоты девятого этажа
В Одесской области повреждена припортовая инфраструктура
Три арабские страны высказали обеспокоенность ударами Израиля по Ирану
Анастасия Костенко пожаловалась на безвыходное положение после рождения нового ребенка
Врач рассказала, какого стресса не нужно избегать
Невролог Демьяновская: здоровью вредит только длительный отрицательный стресс
Экс-министру энергетики Подмосковья Самарину избрана мера пресечения
«Меня уже тошнит, сколько можно?»: чемпион ОИ о новостях про Овечкина
Нетаньяху и Бербок поссорились из-за Газы
Анна Седокова рассказала о самом правильном решении в своей жизни
Выяснилось, как получил гражданство отец подозреваемого в нападении на байкера
На журналистку Татьяну Фельгенгауэр* могут завести уголовное дело
Полиция задержала мужчину, проникшего в консульство Ирана в Париже
Курс доллара на Мосбирже опускался ниже 93 рублей
В Евросоюзе обсудят вопрос поставок на Украину снарядов для Patriot
В США заявили, что G7 сфокусированы на Ближнем Востоке
Бывший чешский футболист призвал Гашека вернуть деньги, заработанные в России
Глава МЧС оценил ситуацию с паводком в Курганской области
В Минобороны РФ рассказали об ударах по авиации и ЗРК на аэродромах противника
Все новости