Российские сырьевые гиганты планируют предложить свои бумаги инвесторам на бирже Гонконга, рассказал министр экономического развития Алексей Улюкаев на пресс-конференции после встречи с министром коммерции и экономического развития Гонконга Грегори Со в рамках саммита АТЭС. «Газпром», «Роснефть» и «ЛУКойл», по его словам, рассматривают биржу Гонконга как площадку для листинга своих ценных бумаг в азиатских валютах. Российские компании хотят размещать бумаги, номинируемые в гонконгских долларах, напрямую, без участия структур, зарегистрированных в иных юрисдикциях. «Используя выгоды от международного разделения труда и позитивные результаты глобализации, Гонконг стал признанным финансовым центром», — отметил Улюкаев.
Грегори Со, со своей стороны, предложил активнее использовать возможности Гонконга как моста для выхода российских компаний на рынок Китая. На следующей неделе планируется старт торгов на объединенных Гонконгской и Шанхайской биржах, что даст иностранным инвесторам беспрецедентные возможности для выхода на китайский рынок с капитализацией почти $4 трлн.
«ЛУКойл» собирается привлечь $1 млрд в 2015 году в рамках SPO в Гонконге. Вице-президент компании Леонид Федун в конце октября говорил, что «ЛУКойл» планирует продолжить работу по выходу на биржу, хотя волнения в Гонконге несколько задержали этот процесс.
«Газпром» уже обратился к азиатскому рынку капитала — в июне он разместил свои глобальные депозитарные расписки (GDR) на Сингапурской бирже. «Мы в диалоге с фондовой биржей Гонконга», - заявлял зампред «Газпрома» Андрей Круглов в сентябре в интервью изданию South China Morning Post. Он уточнил, что листинг в Гонконге предназначен в первую очередь для расширения базы инвесторов «Газпрома». При этом Круглов отметил, что монополия хочет сотрудничать с финансовыми институтами Гонконга, привлекая кредиты и размещая бонды. «Мы не исключаем, что в следующем году мы будем более активными в регионе», - сказал Круглов. По его словам, «Газпром» рассматривает возможности выпуска бондов в гонконгских, сингапурских долларах или юанях.. Но пока газовый гигант занимает на Западе — в ноябре он разместил годовые еврооблигации, номинированные в долларах, на $700 млн с доходностью 4,45% годовых.
О планах «Роснефти» получить листинг акций на Гонконгской бирже говорили еще в 2008 году. Как утверждали тогда источники, компания даже проводила road-show с крупнейшими инвесторами. Но в последнее время об этих планах не вспоминали. Получить комментарий у компании не удалось.
В особую экономическую зону Китая устремятся российские банки. «Вслед за «ВТБ Капитал» в текущем году ожидается учреждение в Гонконге дочернего подразделения Внешэкономбанка, а в обозримой перспективе, возможно, Сбербанка и Промсвязьбанка», — сказал Улюкаев.
«Мы работаем над получением банковской лицензии в Гонконге, — подтвердил «Газете.Ru» председатель правления Промсвязьбанка Артем Констандян. — Сейчас ни один российский банк такой лицензии не имеет». Наличие российских банков поможет отечественным компаниям развивать свой бизнес в Гонконге.
«Мы идем в этот регион в первую очередь потому, что это нужно нашим клиентам, кроме того, мы видим большие перспективы в азиатском рынке», — заметил глава Промсвязьбанка.
Глава ВТБ Андрей Костин заявил в понедельник, что банк может уйти с Лондонской биржи и ведет переговоры о привлечении кредита через одну из азиатских бирж. Требования Лондонской фондовой биржи к эмитенту, по словам Костина, более жесткие, чем санкционные требования США.
«Сегодня европейские и американские площадки фактически закрыты для российских компаний, — констатирует председатель правления Банка расчетов и сбережений Олег Барановский. — Даже если они не закрыты официально, то всегда найдется повод не пустить туда наши компании. Соответственно, единственный вариант, который наши эмитенты могут сейчас использовать, — это выход на азиатские рынки: Токио, который тоже в данный момент закрыт для нашего бизнеса, а также Сингапур и Гонконг — последний при этом чуть более мощный финансовый центр. Поэтому выход на Гонконгскую биржу — правильный шаг, который дает диверсификацию источников капитала, плюс там возможны займы в юанях, что для нас в свете расширения сотрудничества с Китаем также является положительным моментом». «В текущих условиях российские компании рассматривают все возможные варианты по привлечению финансирования», — комментирует начальник аналитического управления ОАО УК «Ингосстрах-Инвестиции» Евгений Воробьев.
Что вызывает настороженность экономистов, так это прием, который окажут в Гонконге российским бумагам.
Первой российской компанией, разместившейся в Гонконге, стал «Русал» Олега Дерипаски. IPO прошло в 2010 году.
В ходе размещения компания продала 10,6% акций и получила за них $2,24 млрд. Крупнейшими инвесторами тогда стали Внешэкономбанк и ливийский государственный фонд Libyan Investment Authority. Однако бумаги не пользовались особым спросом, и в 2013 году заговорили о возможном уходе компании с гонконгского рынка.
Цена размещения в 2010 году составила 10,8 гонконгского доллара за акцию, сейчас бумаги торгуются по 4,4 гонконгского доллара.
«С учетом ситуации на российском рынке не думаю, что можно будет выгодно разместиться. Но у наших эмитентов почти нет выбора — займы у них есть, и их надо возвращать», — говорит Барановский.
У экспертов есть сомнения относительно спроса на акции российских эмитентов. «Есть несколько ограничивающих факторов. Во-первых, азиатские инвесторы не сильно знакомы с российскими компаниями, и размер привлеченных средств, возможно, не будет большим. Во-вторых, объем капитала азиатских инвестиционных компаний меньше, чем, например, у европейских и американских», — говорит Воробьев.
Директор Центра стратегических исследований Китая Российского университета дружбы народов, заведующий отделением востоковедения НИУ ВШЭ профессор Алексей Маслов, впрочем, считает, что шансы удачно разместиться есть. «Сейчас в Китае нефтегазовый сектор пользуется особенной популярностью, поэтому российские компании будут пользоваться спросом», — пояснил он. Чтобы не повторить не слишком удачную судьбу «Русала», эксперт советует будущим эмитентам более плотно работать с покупателем. «Чего не учел «Русал», так это необходимости рекламы среди крупнейших инвесторов», — говорит Маслов.