В американском городе Беркли, штат Калифорния, введен специальный налог на сладкие безалкогольные напитки. Этот крупный университетский и научный центр стал первым в США муниципальным образованием, в котором одобрили подобную меру, сообщает The Wall Street Journal.
Отныне подслащенные сахаром напитки, включая газированные и энергетические, а также соки будут облагаться налогом в размере одного цента за унцию (около 28,4 мл). Это может поднять цены на подобные жидкости на 10%, отмечает издание.
Интересно, что в соседнем Сан-Франциско схожий законопроект (предлагалось взимать два цента за унцию) не набрал необходимого для введения налога количества голосов. «За» там проголосовали 54,5%, «против» — 45,5%. Во Фриско инициативе нужно было набрать две трети голосов, так как налоговые поступления предназначались не для городского бюджета, а для финансирования программ школьного питания, фитнеса и государственного образования.
Крупнейшие компании — производители сладких безалкогольных напитков — Coca-Cola, PepsiCo и Dr Pepper Snapple Group — за последние пять лет уже потратили порядка $100 млн на борьбу с введением подобного налога более чем в двух десятках городов, подчеркивает WSJ.
В одних только Беркли и Сан-Франциско Американская ассоциация производителей напитков (ABA) потратила $2 и $9 млн соответственно на финансирование кампании против налога.
В кампании же в поддержку налога участвуют десятки ассоциаций, включая Американскую ассоциацию сердца (AHA), Американскую академию педиатрии (AAP) и Национальную ассоциацию содействия прогрессу цветного населения (NAACP).
Претензии к сладким безалкогольным напиткам небезосновательны, сообщала ранее «Газета.Ru». Регулярное употребление газировки вызывает не только ожирение, но и ускоренное старение клеток, примерно такое же, как у завзятых курильщиков, выяснили ученые из Калифорнийского университета в Сан-Франциско. Обычная газировка добавляет биологического возраста и укорачивает жизнь.
Результаты голосования в Беркли могут побудить жителей многих других городов пересмотреть свое отношение к вопросу, усугубив более чем десятилетний спад в потреблении сладких безалкогольных напитков, полагает издание. К тому же компании-производители уже шли на уступки в вопросах состава своих напитков. В 2006 году в попытках смягчить критику они согласились перестать продавать газировку в школах. В сентябре 2014 года Coca-Cola, PepsiCo и Dr Pepper Snapple Group пообещали к 2025 году снизить калорийность своих напитков на 20%.
С другой стороны, не соглашаются лоббисты, голосование в Беркли не может задать тренд, так как этот город является одним из наиболее либеральных в стране.
Например, одним из недавних одобренных решений там было предоставление бесплатной медицинской марихуаны для малоимущих граждан.
Также, согласно серии опросов, проведенных компанией Rasmussen Reports в августе, по вопросу введения такого налога 72% респондентов высказались отрицательно.
Против попыток ограничивать продажу и, соответственно, потребление газировки зачастую выступают и суды. Весной 2013 года тогдашний мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг для борьбы с ожирением пытался ввести запрет на продажу больших порций (более 0,47 литра) газированных и сладких напитков, а также кофе в ресторанах, кинотеатрах и уличных ларьках города. Однако спустя несколько месяцев апелляционный суд штата Нью-Йорк признал такое ограничение незаконным, согласившись с доводами, что запрет нарушает конституцию, интересы бизнеса и ограничивает свободу потребителя.
Налоги и ограничения на подобные напитки, которые эксперты считают причиной ожирения населения и других заболеваний, пытаются вводить не только в США.
В октябре 2011 года парламент Франции поддержал введение налога на напитки, содержащие сахар и его заменители, в размере двух дополнительных евроцентов к цене баночки напитка объемом 0,33 литра.
В конце 2013 года в Мексике ввели дополнительные налоги на нездоровую пищу и безалкогольные напитки. Задачей законопроекта было повышение госбюджета, а также решение социальных задач по борьбе с лишним весом и сопутствующими заболеваниями. Сладкие газированные напитки будут облагаться пошлиной в размере 1 песо за литр. Вместе с фастфудом и газировкой был введен дополнительный налог в размере 5% на «мусорную еду»: чипсы, шоколадные батончики и прочее.
В августе этого года индийские власти попросили американского производителя газировки PepsiCo уменьшить содержание сахара в своей продукции, так как в стране растет эпидемия ожирения и диабета.
Подобные меры рассматриваются и в России. В августе депутаты предложили ввести специальные акцизы на сахаросодержащие безалкогольные напитки.
«Уже давно признано, что сладкая газировка, кока-кола в частности, служит основной, если не главной причиной ожирения и связанных с ним болезней — рака, инфаркта и других. Акциз сделает напитки с сахаром более дорогими, а значит, менее предпочтительными для потребителей. Это мировой опыт, и мы тут не должны оставаться в стороне»,
— отмечал главный юрист КПРФ Вадим Соловьев. В сентябре Общественная палата предложила запретить продажу газировки детям до 14 лет.