Министерство транспорта и связи Мексики объявило о том, что китайская строительная компания China Railway Construction Corporation (CRCC) примет участие в строительстве высокоскоростной железной дороги, которая соединит Мехико со штатом Керетаро.
Это будет первая высокоскоростная магистраль в Латинской Америке. Ее длина составит 210 км, а скорость поезда — 300 км/ч.
Ожидается, что ежедневно пользоваться магистралью будут примерно 23 тыс. пассажиров.
Сооружение ВСМ — первый этап масштабного плана мексиканских властей по модернизации всей транспортной инфраструктуры страны. Приоритет было решено отдать железным дорогам, так как после приватизации в 1990-е междугородные пассажирские перевозки значительно сократились.
Трасса Мехико — Каретаро станет первой высокоскоростной магистралью, построенной китайской компанией за рубежом. По мнению экспертов, это свидетельствует о том, что высокое качество скоростных железных дорог в КНР признано за пределами страны.
К тому же, по словам профессора СПбГУ, доктора исторических наук Владимира Колотова, «в Латинской Америке у КНР свои интересы, в том числе выращивание продовольственных сельхозкультур:
посевных площадей в Китае не хватает, и поэтому правительство вкладывает деньги в другие регионы, чтобы повысить свое экономическое и политическое влияние».
Как отмечает эксперт, «строительство дороги в Мексике обеспечивает долгосрочное присутствие КНР в этом регионе на разных уровнях». «Для Китая это повышение престижа государства как в глазах своего населения, так и всего мира, это дополнительные деньги и влияние, — говорит Колотов. — Китай выходит с передовыми технологиями на внешние рынки».
Стоимость скоростной железной дороги Мехико — Каретаро оценивается в $4,4 млрд, Пекин возьмет на себя ответственность за проектирование, строительство, изготовление оборудования, монтаж, пусконаладочные работы и техническое обслуживание. Мексиканские власти будут отвечать за систему управления поездами, железнодорожные составы, коммуникационные технологии, стрелочные переводы.
При этом будут использоваться китайские технологии высокоскоростных магистралей, что отвечает государственной стратегии Поднебесной по «выходу вовне» (планы масштабного строительства высокоскоростных железных дорог за рубежом).
«Китайский бизнес и китайская политика характеризуются стратагемностью, то есть это всегда длительные планы. Если оглашается какой-то краткосрочный или среднесрочный проект, то будьте уверены, что у него есть продолжение», — поясняет Колотов.
Стратегия «выхода вовне» китайских высокоскоростных железных дорог запущена пять лет назад. Три основные ее направления — это Европа (отправные точки — Синьцзян и Северо-Восток), Сингапур (отправная точка — Куньмин), а также выход через Россию в Соединенные Штаты и Канаду.
Предполагается проложить железнодорожный путь длиной в десятки тысяч километров через Сибирь, Берингов пролив к Аляске, а затем из Канады в другие штаты США. В случае реализации этого поезд домчит пассажиров из Поднебесной до Тихоокеанского побережья США за два дня.
Российско-китайский меморандум
Китай активно пытается воплотить в жизнь свои масштабные планы по строительству высокоскоростных магистралей. Недавно был подписан меморандум с Россией о создании транспортного коридора Москва — Пекин.
Согласно документу, стороны разработают проект Евразийского высокоскоростного транспортного коридора, включающего приоритетный проект ВСМ Москва — Казань. В частности, меморандум предусматривает сотрудничество в области проектирования, строительных работ, обслуживания, поставки оборудования, инвестирования и финансирования проекта.
Предполагаемая железнодорожная магистраль Москва — Владимир — Нижний Новгород — Чебоксары — Казань будет проходить по территории семи субъектов Российской Федерации и предусматривает 15 остановок. Протяженность магистрали Москва — Казань составит 770 км, скорость движения поездов будет достигать 400 км/ч. Время в пути от Москвы до Казани займет 3,5 часа против нынешних 11,5.
Несмотря на то что конкретных договоренностей заключено не было, это еще одно свидетельство серьезности намерений китайских властей в части реализации стратегии «выхода вовне».
Восстановление Великого шелкового пути
Один из самых амбициозных проектов Пекина — это воссоздание исторического Великого шелкового пути (так называемый экономический пояс Шелкового пути по линии железных дорог), существовавшего еще во II веке до нашей эры и связывавшего Древний Китай с Римом.
Длина предполагаемой высокоскоростной железной дороги — 6 тыс. км. При этом рассматриваются два потенциальных маршрута — южный и северный. Южный путь идет до Турции через Центральную Азию и Иран; Северный — через Казахстан, Оренбург, Казань, Москву, далее ветка на Санкт Петербург и на Минск — Гамбург.
«Главное звено в этом маршруте, безусловно, участок Москва — Казань», — говорил ранее «Газете.Ru» заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский.
«Экономический пояс Шелкового пути» затронет более 40 стран в Европе и Азии и соединит регионы с населением до 3 млрд человек.
Трансафриканская высокоскоростная магистраль
КНР также намеревается построить свою более короткую и быструю версию железной дороги Кейптаун — Каир, план которой был разработан еще в конце XIX века Сесилом Джоном Родсом с целью соединить африканские владения Британской империи непрерывной линией. Китайский вариант планируется построить из Эфиопии и Южного Судана до Великих Африканских озер.
«Китай пытается проникнуть на все доступные ему рынки. Уже в этом году экономика Китая — первая в мире, а усиление его влияния в других регионах еще больше повысит его конкурентный потенциал»,
— говорит Колотов.
Для КНР железные дороги — это способ внедрять свои технологии и повышать престиж своих компаний на международном уровне, обеспечивать рабочие места, инвестировать в потенциально прибыльные проекты, повышать свое дипломатическое влияние и продвигать товары на рынок, резюмирует эксперт.