Сырьевой трейдер Gunvor, одним из основателей и совладельцев которого был российский бизнесмен Геннадий Тимченко, намерен начать продажу своих российских активов и уже начал поиск покупателей. Об этом пишет издание The Financial Times со ссылкой на заявление компании.
«Поскольку значительная часть наших инвестиций вложена в Россию, Gunvor будет избирательно продавать часть этих активов, — заявляет компания. — Мы не ожидаем, что продажа окажет какое-либо негативное влияние на торговую деятельность, которую мы уже ведем в России».
Gunvor — один из крупнейших сырьевых трейдеров в мире, в России компания работает в основном с нефтью. Компания была основана в 2000 году Геннадием Тимченко и шведским бизнесменом Торбьерном Торнквистом. Однако в марте 2014 года Тимченко продал Торнквисту свою долю (44%), так как прямо перед введением санкций со стороны США хотел обеспечить «беспрепятственную работу компании». Сумма сделки не раскрывалась. Штаты считают Тимченко предпринимателем, входящим в «ближний круг» Владимира Путина. По прошлогодней оценке журнала Forbes, состояние Тимченко составляет $14,1 млрд, бизнесмен занимает 9-ю строчку в списке самых богатых людей России. Ранее эксперты отмечали, что Торнквист, скорее всего, является временным держателем доли Тимченко, и впоследствии может найтись новый покупатель. Причем не исключалось, что в итоге 44-процентный пакет Gunvor может вернуться к самому Тимченко.
Пока никаких сделок не заключено, но, по данным FT, уже в ближайшее время Gunvor может продать принадлежащую ей долю в угольной компании «Колмар», а также активы в портах Усть-Луги (Балтика) и Новороссийска (Черное море).
«Наша компания пока не может назвать потенциальных покупателей наших российских активов, процесс переговоров еще идет, — заявили «Газете.Ru» в Gunvor. — Являясь частной компанией, мы также не можем разглашать информацию по поводу оценочной стоимости этих активов. Однако на данный момент нам на 100% принадлежит нефтеперегонный терминал в порту Усть-Луга, 50% в Новороссийском порту (речь идет о половине капитала ООО «Новороссийский мазутный терминал», вторая половина принадлежит собственно «Новороссийскому морскому торговому порту», основными акционерами которого, в свою очередь, являются группа «Сумма» Зиявудина Магомедова и госкомпания «Транснефть») и 30% угольной компании ООО «УК «Колмар».
По словам представителя Gunvor, компания рассматривает различные варианты продажи активов, в том числе велика вероятность продажи лишь их части.
Продав российские активы, Gunvor рассчитывает не только снизить риски своего бизнеса в глазах западных кредиторов (FT пишет, что ряд банков отказываются работать с компанией даже после выхода Тимченко из ее капитала), но и сгенерировать денежные средства для приобретений в других странах.
Источники FT говорят, что пакет «Колмара» может выкупить тот же Тимченко, которому принадлежит 30% угольной компании.
Однако представитель фонда Volga Resource, через который Тимченко управляет своими активами, заявил «Газете.Ru», что пока никаких предложений по активам Gunvor не поступало. «Будет предложение — будем изучать», — сказал собеседник «Газеты.Ru».
Аналитик Rye, Man & Gor Securities Андрей Третельников полагает, что наиболее вероятными покупателями являются действующие акционеры «Колмара» — Тимченко и Анатолий Митрошин, владеющий через подконтрольную ему Bixcut Holdings 40% угольной компании. «Однако процесс продажи может затянуться, так как сейчас не самая благоприятная ситуация на рынке угля — цены на это сырье уже долгий срок держатся на низком уровне», — предупреждает эксперт.
Что касается долей в портах, то потенциальным покупателем Усть-Луги, как пишет FT, может стать «Роснефть». Аналитик ФК «Уралсиб» Алексей Кокин также полагает, что российская госкомпания может заинтересоваться портами (причем и Новороссийском тоже) — ее это может привлечь с точки зрения контроля над сырьевыми потоками.
«Однако с точки зрения прибыли это не слишком привлекательные активы, много денег на них не заработаешь, — отмечает Кокин. — Все же более вероятно, что ими заинтересуются не нефтяники, а инфраструктурные транспортные компании».
Гендиректор Infranews Алексей Безбородов говорит, что портами могут заинтересоваться ведущие мировые сырьевые трейдеры, такие как Vitol и Trafigura. «Однако не следует забывать, что на Усть-Лугском порту крупный долг перед ВТБ — около $1 млрд, что может сдержать интерес покупателей, — предупреждает эксперт. — А вхождение в Новороссийский порт связано с бюрократическими и юридическими сложностями — основные акционеры НМТП группа «Сумма» и «Транснефть» до сих пор ведут спор о будущем порта».
Кстати, «Транснефть» заявила «Газете.Ru», что в данный период никаких покупок не планирует, в группе «Сумма» от комментариев отказались.