— Сколько курящих на земле и каков тренд: курильщиков становится больше или меньше?
— Курят 36% населения планеты. И за два последних года, прошедших с предыдущей конференции в Cеуле, в этом смысле ничего не изменилось. Но на разных континентах ситуация с потреблением табачных изделий разная: в странах Юго-Восточной Азии и в Африке число курящих немного выросло. Как и на Ближнем Востоке. В то время как в Европе и Западно-Тихоокеанском регионе произошло снижение. В Европейском регионе ВОЗ (куда входит и Россия в числе других 53 наций региона) курит 27% людей старше 15 лет. В США на начало 2014 года, по оценкам CDC, курило 18% взрослых старше 18 лет (20,5% мужчин и 15,8% женщин).
— А что в России? Если Москва выбрана местом для проведения конференции, значит, все хорошо? Но хотелось бы услышать реальную оценку табакокурения в России, а не комплиментарную.
— Все, что я говорю, — это честная оценка.
— Договорились…
— В России эпидемия табакокурения.
— Это верхний пункт в шкале оценки? Или еще есть пункт, например, национальная катастрофа?
— Курят в России действительно много. Это 35% россиян. Решайте сами, катастрофа это или эпидемия. Еще в России остро стоит проблема пассивного курения: курят рядом с детьми, беременными женщинами, больными людьми. Я уж не говорю о работниках сферы туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса, которые постоянно подвергаются вторичному дыму.
— В России больше курильщиков мужчин или женщин?
— Шесть из десяти мужчин и каждая пятая женщина курят. Так вот выбор в пользу Москвы как места проведения международного форума сделан по той причине, что у российского правительства, мы считаем, есть серьезные намерения остановить табачную эпидемию. В этом смысле Россия находится в тренде большинства стран, которые серьезно противостоят распространению табака и делают успехи в этом направлении.
— Успехи? Из чего это следует?
— Пока что табачная индустрия в России очень успешно реализует свою маркетинговую стратегию. На руку табачной индустрии довольно-таки невысокие розничные цены на сигареты. Сигареты по этой причине остаются здесь доступным товаром и модным. Но ситуация меняется. В прошлом году был принят антитабачный закон. Россия становится страной, которая действительно применяет положения Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе с табаком (РКБТ ВОЗ), ваша страна запретила все формы рекламы табака, промотирования этого продукта и его спонсорства, включая места продажи. Очень важно, что появились обязательные предупреждения о вреде табака на здоровье на сигаретных пачках. Перед Олимпийскими играми Сочи стал городом без курения. Был создан Союз некурящих граждан России, который наиболее силен в Петербурге, и к этой инициативе присоединились 17 городов. То есть появились места, где стопроцентно нет курения. Хотя курение в России не перестало быть общественно приемлемым.
— Менталитет у людей, похоже, не сильно поменялся. Если в Европе или Японии прогуливаться с сигаретой в руках давно уже считается неприемлемым для цивилизованного гражданина, то в России об этом не задумываются ни курильщики, ни те, кто не курит, ни чиновники, готовившие проект антитабачного закона. К его разработке привлекались отраслевые табачные союзы…
— Нам неизвестно об этом. Но ст. 5.3 РКБТ ВОЗ запрещает любое влияние табачной индустрии на принятие решений в сфере борьбы с табаком.
— Какие страны успешнее справляются с проблемой курения? Какие топчутся на месте?
— В Чили самое большое количество курящих в Южной Америке — 27%. В Непале тоже 27%. В Европе — Хорватия, Венгрия — по 29%. Это так называемые ежедневные курильщики. В Греции — 36%. В Австрии курит 44% населения. Но хороший темп в избавлении населения от табака показывают такие заядлые курильщики в недавнем прошлом, как Турция и Бразилия. В России и Бразилии — а я, кстати, родом из Бразилии — очень много курильщиков не в процентном отношении ко всему населению, а по количеству. В Китае, конечно, больше всех курильщиков абсолютных цифрах, а в процентном отношении — 28%.
— А какие страны считаются чемпионами по минимизации потребления табака?
— Австралия, Новая Зеландия, Канада, а также Норвегия, Палау, Сингапур. Таиланд и Финляндия ввели даже запрет на демонстрацию табачной продукции в местах продажи, устранив тем самым один из последних разрешенных способов рекламы табачных изделий. Это сильный удар по табачникам. Эти страны объявили, так сказать, шах и мат табачной индустрии. Они публично заявили, что хотят достичь распространенности табакокурения среди населения не более 5%.
— А что случилось с Австрией, почему там курят 44%? Может быть, просто там точнее или честнее считают, чем в других странах? Наверняка минздравы в разных странах заинтересованы в том, чтобы приукрасить реальное положение дел?
— Не думаю, что дезинформация возможна. Информация о количестве курильщиков получается в результате случайных опросов, методология которых очень тщательно проверяется. И также есть процесс валидации этих опросов начиная с этапа составления опросника. Информацию мы получаем от 178 стран — членов ВОЗ, и потом каждая цифра подтверждается в отдельности по каждой стране.
— Есть ориентир по снижению зависимости от табака, к которому страны — члены ВОЗ должны стремиться?
— У ВОЗ есть глобальный план по борьбе с неинфекционными болезнями. Этот план предполагает снижение табакокурения до 30% к 2025 году. Как раз на конференции в Москве 178 государств, подписавших Рамочную конвенцию по борьбе с табаком, обсудят, какие направления противодействия табачным компаниям необходимо сделать приоритетными, чтобы приблизиться к этой цели.
— И какие? Можете уточнить?
— Будет точно обсуждаться реализация ст. 6 РКБТ ВОЗ, которая касается налогов и цен. Это большая проблема. Необходимо создать платформу для взаимодействия между сектором здравоохранения и сектором финансов.
Довольно тяжело бывает достучаться до финансового сектора правительства. Финансисты некоторых стран искренне убеждены, что повышение налогов приведет к повышению незаконной торговли. Это один из мифов, который промотирует табачная индустрия.
— А второй миф…
— Якобы чем больше у вас прогресс в борьбе против табакокурения, тем больше обеспеченных, образованных людей бросают курить и проблема табакокурения концентрируется в среде нищеты, в менее образованных слоях населения.
— Мне тоже так кажется…
— Все наоборот. Просто в России этот тренд еще не оформился в полной мере.
А тренд таков: курят 20% людей со средним образованием и почти 27% — с высшим.
— По неофициальной информации, Интерпол просит у стран — членов ВОЗ статус наблюдателя на конференции, которая состоится в Москве? Секретариат выносит проект такого решения на усмотрение стран. В чем проблема?
— Дело в том, что Интерпол, как сама организация объяснила нам в письме, на протяжении 20 лет получает спонсорские средства для борьбы с контрабандой сигарет от табачных компаний. Только конференция вправе принять решение по поводу статуса Интерпола.
— А статус наблюдателя на конференции дает возможность влиять на ее решения?
— Если какая-либо организация получает статус наблюдателя, она может представлять мнение своей организации, делать экспертные заключения, выступить на конференции с докладом. Но после дискуссии. После того как стороны и обсудили и приняли решение.
— Налицо конфликт интересов? Борьба с контрабандой табака на деньги табачников? Действительно ли усилия Интерпола по борьбе с контрабандой оцениваются как значительные?
— Это деликатный вопрос.
— То есть, корректно выражаясь, пользы от Интерпола в деле борьбы с контрабандой немного?
— У нас нет комментария по этому вопросу. Наш долг — это собрать информацию, а потом уже страны в ходе конференции примут решение о заявке Интерпола.
По нашим данным, незаконный оборот табачных изделий в мире составляет сейчас порядка 10%. В России — менее 1%.
— Что еще значимого будет обсуждаться на конференции?
— Важнейший вопрос — состав табачных изделий. Сегодняшние методы измерения того, из чего состоит табачный дым, были предложены самой табачной индустрией. Состав вдыхаемого курильщиком дыма измеряется специальными машинами. Но машины не курят, как люди. Машины не вдыхают настолько глубоко, не закрывают дырочки, которые есть на фильтрах.
Поэтому действующий сейчас способ определения вредных веществ в дыме, их концентрации не дает достоверной информации о том, что действительно попадает в легкие курильщика. Поэтому информация о якобы небольшом содержании смол, которая может указываться на пачке сигарет, может быть очередным мифом.
— Предположим, конференция примет решение, что получаемая таким способом информация о составе табачного дыма недостоверна. Что дальше?
— Скорее всего, в ходе конференции будет одобрен новый метод исследования табачного дыма. Это тоже будет машинный способ, но новый стандарт будет разработан учеными, не связанными с производителями табака и их маркетологами. Будет утвержден механизм получения достоверной информации о дыме, и он будет, по всей видимости, одобрен странами, которые борются с табачной зависимостью, а не самим табачным лобби.
— Kаким будет решение об электронных сигаретах? Их популярность, похоже, растет по мере закручивания гаек по линии классического табака…
— Да, e-сигареты, разного рода электронные системы доставки никотина, а также бездымный табак и кальян, курение через водяную трубку получают распространение. Мы выражаем обеспокоенность в связи с быстрым ростом их популярности. Но есть и обнадеживающие факты. В ряде стран уже введен запрет на рекламу электронных систем доставки никотина. Это сделали Норвегия и Турция. А некоторые другие страны, в частности Бахрейн, Панама и Суринам, сообщили о введенном у них запрете на продажу электронных сигарет.