Еврокомиссар по технологиям Нели Крус еще в марте 2014 года во время визита в Германию написала в своем аккаунте в Twitter: «Требовать деньги за Wi-Fi — это кража! Мы платим немалые средства за пользование аэропортами, в 2014 году люди хотят связи».
В Германии доступ к открытым публичным беспроводным сетям действительно намного более серьезно ограничен, чем в большинстве других стран Европы, сообщает Die Welt. Причина этого — несовершенство немецкого законодательства.
В мае 2010 года Верховный федеральный суд Германии постановил, что владельцы частных беспроводных сетей теперь будут обязаны ставить на них пароль для подключения устройства. Это было направлено на то, чтобы помешать любителям пиратского контента скачивать нелегальные фильмы и музыку с помощью открытых сетей. Если выяснится, что через открытую сеть были нелегально скачаны файлы, владелец сети обязан уплатить штраф до €100. Прецедентом к такому решению стал иск автора, при рассмотрении которого оказалось, что Wi-Fi-сеть пользователя, через которую была нелегально загружена песня, была открытой. Однако пользователь смог доказать, что в указанное время находился в отпуске, и таким образом избежал ответственности.
Поэтому по действующим правовым нормам владелец хотспота сейчас находится в весьма некомфортабельной позиции: он отвечает за все, что происходит в его сети. Если член жилищного сообщества скачивает нелегальный контент, то в ответе жилец, на которого записана сеть. Если интернет-мошенник входит в сеть в кафе или отеле, отвечать перед законом будет не он, а кафе или отель.
Однако спрос на беспроводной интернет в Германии очень велик. По данным Deutsche Telekom, за последние 12 месяцев компания установила более 50 тыс. новых точек доступа. Однако цены за доступ в этих точках совсем не демократичные: час интернета обойдется примерно в €7. Недавний опрос, проведенный институтом исследования общественного мнения OnePoll, показывает, что интернет — наиболее популярная дополнительная опция в гостиничных номерах. 61% респондентов предпочли доступ к всемирной паутине в номере телевизору (17%), ванне (5%), холодильнику (3%) и мини-бару (1%). В среднем по Европе бесплатный доступ в интернет предлагают 80% отелей, а в Германии — лишь 65%.
Немецкие СМИ акцентируют внимание на том, что в подавляющем большинстве стран дела с беспроводным интернетом обстоят намного лучше. Так, на 60 жителей острова Руну, расположенного между Эстонией и Латвией, приходится целых 5 точек доступа. В Хельсинки выйти в сеть можно бесплатно и без пароля благодаря сети хотспотов в местах общественного пользования, на площадях и в некоторых городских автобусах и трамваях. В Париже доступно 200 точек подключения, а на Тайване бесплатный доступ можно получить через 5 тыс. точек. Упоминаются и бесплатная сеть в Лондоне, запущенная к Олимпиаде, и общественные точки доступа в Линце, финансируют которые администрация города и оператор LIWEST.
Не осталось без внимания московское метро. Правда, источники Die Welt полагают, что в сентябре бесплатным доступом уже были покрыты последние 4 из 12 линий столичного метрополитена. Согласно официальному сайту предприятия, все линии будут обеспечены выходом в сеть лишь к концу 2014 года. Deutsche Bahn до конца нынешнего года планирует обеспечить Wi-Fi все высокоскоростные поезда, стоимость услуги ориентировочно составит €4,95 в день.
Власти страны хотят помочь найти выход из сложившейся ситуации: новый закон должен внести ясность в правовые положения и открыть пользователям дорогу в сеть, а также уменьшить огромное количество апелляций, которые подают немногочисленные владельцы публично доступных сетей.
В последнее время дела в этой сфере стали улучшаться. Так, в июле 2014 года полностью бесплатным стал доступ к беспроводному интернету в аэропорту Франкфурта-на-Майне. Ранее Wi-Fi в крупнейшем аэропорту Германии предоставлялся бесплатно только в первый час пользования, сейчас — в течение суток. Правда, для этого необходимо пройти стандартную процедуру регистрации и авторизоваться в сети, используя специальный пароль.
Франкфурт стал вторым в Германии после аэропорта Кельн-Бонн, полностью отменившим плату за беспроводной интернет. В аэропортах Мюнхена и Дюссельдорфа Wi-Fi бесплатный в течение 30 минут, а в Гамбурге — в течение часа.
В начале июля в правительство был внесен законопроект, который предлагает освобождение от ответственности владельцев сетей, «предлагающих доступ в общественных зонах, например в аэропортах, отелях и кафе». Сама идея «сетевого освобождения» крайне популярна в Берлине, даже депутаты бундестага, среди которых незадолго до летних каникул возник серьезный конфликт из-за возможного изменения МРОТ, после внесения проекта о Wi-Fi сообща выражали бурную радость от происходящего.
«Доступ к быстрому интернету в пути — это не тот сервис, который допустимо делать невозможным из-за правовой незащищенности и боязни высоких штрафов», — говорит Бернхард Роделер, генеральный директор Bitkom — немецкой Ассоциации информационных технологий.
Приветствует проект, хотя и с оговорками, и кельнский IT-адвокат Кристиан Зольмеке, которому ежедневно поступает более 30 жалоб на взыскания: «До нынешнего времени можно было наблюдать весьма дифференцированный правовой подход к отелям и кафе». Владельцев отелей судьи обычно освобождали от ответственности, а вот хозяевам интернет-кафе приходилось платить штрафы. «Необходимо предоставлять открытый доступ в интернет только при соблюдении соответствующих обязательств. Гости должны быть по меньшей мере проинструктированы о последствиях, возможно, это даже стоит сделать условием предоставления доступа к сети», — предлагает Зольмеке.
Однако популярное решение может создать новые проблемы, полагают эксперты: «Не превратится ли Германия в Эльдорадо для интернет-криминала?» Если хозяева гостиниц и кафе больше не будут нести ответственность, а с идентификацией пользователей возникнут проблемы, то уже никого не удастся наказать за нелегальное скачивание контента. Пиратская партия и вовсе борется за то, чтобы каждый житель Германии мог бы создавать свою сеть со свободным доступом, но вообще никто не нес бы ответственности.
Крупнейшие музыкальные компании, треки которых пользуются наибольшей популярностью у интернет-пиратов, официальную позицию не выразили, но для них этот закон определенно взрывоопасен.
Публичную презентацию полного текста законопроекта правительство собирается провести осенью 2014 года.