Первичное размещение акций китайского интернет-ритейлера Alibaba Group Holding Ltd. официально признано крупнейшим в истории. Спрос на IPO компании оказался настолько высок, что банки-андеррайтеры Credit Suisse, Deutsche Bank, Goldman Sachs, JP Morgan Chase, Morgan Stanley и Citigroup провели доразмещение в рамках опциона greenshoe (опцион позволяет андеррайтерам продавать больший объем ценных бумаг, чем было ранее оговорено с размещающейся компанией). Как сообщает Financial Times, продажа доппакетов позволила увеличить объем размещения с первоначальных $21,8 млрд до рекордных $25 млрд.
Тем временем известный аналитик рынка медиакоммуникаций Ли Ченюн в интервью The Hollywood Reporter высказал предположение, что после удачного осуществления IPO Alibaba привлечет дополнительные средства для инвестиций в кинобизнес США. По словам эксперта, вложения в Голливуд станут частью планов компании по экспансии на американский и европейский рынки.
Так, Alibaba еще в апреле выкупила 20% акций самого крупного китайского видеохостинга Youku Tudou, имеющего соглашение о стратегическом сотрудничестве с американской киностудией Lionsgate. Кроме того, Ченюн напомнил, что в июне интернет-ритейлер за $804 млн выкупил 60% гонконгской компании ChinaVision Media Group, которая была переименована в Alibaba Pictures Group Ltd. В совет директоров компании вошли известный актер боевиков Джет Ли, а несколько кинопроектов возглавили популярные в Голливуде режиссеры Вонг Карвай, Стивен Чоу и Гидденс Ко.
«После IPO Alibaba сможет инвестировать во всю цепочку производства голливудского кино, а затем вложиться и в другие направления западного бизнеса», — подытожил Ли Ченюн.
Напомним, пятничная торговая сессия Alibaba на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE) из-за неоднократного повышения ценового ориентира для инвесторов стартовала с задержкой на 2,5 часа. По ее итогам цена на акции компании выросла до $93,89 за бумагу, что на 38% больше первоначальной цены размещения. Таким образом, капитализация компании достигла $231,4 млрд, что превышает рыночную стоимость социальной сети Facebook, банка JP Morgan Chase и конгломерата Procter & Gamble. Предыдущим лидером по объему IPO был Agricultural Bank of China, в ходе размещения в 2010 году привлекший $22 млрд. Порог IPO $20 млрд также перешагивали китайский банк ICBC, страховая группа AIA Group и автомобильный концерн GM.
Стоит отметить, что при планировании IPO Alibaba оценивала себя лишь в пределах $147–163 млрд.
После сверхудачных пятничных торгов председатель совета директоров компании Джек Ма также принял решение о дополнительной реализации 2,7 млн ценных бумаг, а соучредитель Alibaba Джо Цай выпустит в свободную продажу 902 782 акции. Для осуществления данных сделок в качестве независимого финансового консультанта был нанят один из членов банкирской династии Ротшильд.
Крупнейший акционер Alibaba японский SoftBank, владеющий пакетом 32,4% акций компании, в выходные заявил о получении дохода $4,55 млрд на фоне роста котировок интернет-гиганта.
Кроме того, размещение акций Alibaba принесет $5,1 млрд американской компании Yahoo Inc. Эту сумму Yahoo должен получить после продажи 121,7 млн акций китайского гиганта электронной коммерции и уплаты налога на прирост капитала в размере около 38%.
Как следует из данных Bloomberg Billionaires Index, в результате проведения IPO сам основатель Alibaba Джек Ма стал богатейшим человеком в Китае с состоянием $21,9 млрд. По этому показателю он обогнал основателя группы Dalian Wanda Group Co Ltd Ван Цзяньлиня и вошел в топ-30 богачей мира. «Я не хочу разочарованных акционеров, я хочу убедиться, что они делают деньги», — рассказал сам Ма в интервью CNBC. Он также отметил, что больше всего беспокоится о счастье клиентов и инвесторов компании.
«Показатели роста Alibaba и удачно проведенное компанией IPO показывают, что разница в классе между американскими и китайскими компаниями стремительно сокращается», — считает профессор Warwick Business School Цинь Ван. Он также отметил, что внимание к клиентской базе и постоянно внедряемые инновации в скором времени позволят китайским компаниям провести масштабную экспансию на американский и европейский рынки технологий и электронной коммерции и положить конец лидерству США в этой сфере.
Напомним, компания Alibaba была основана в 1999 году бывшим преподавателем английского языка Джеком Ма как сайт b2b-продаж. На прибыльность бизнес вышел в 2002 году, после чего Alibaba открыла розничную онлайн-площадку Taobao, работавшую уже по модели c2c, которой также придерживается eBay. В 2010 году Alibaba выделила платформу Tmall, которая позволила китайским и международным поставщикам продавать брендовые товары потребителям в Китае, Гонконге и на Тайване. В результате компания выросла в крупнейшего в мире игрока в секторе e-commerce.
На сегодня она обеспечивает 80% оборота электронной торговли в Китае, а ее сервисами в совокупности пользуется почти 280 млн человек.
Годовая выручка Alibaba составила в 2013 году $7,5 млрд.
Alibaba также управляет площадкой для групповых закупок Juhuasuan, сайтом 1688.com и ресурсом AliExpress, ориентированным на зарубежных покупателей. Кроме того, компания предоставляет IT-услуги, технологическую инфраструктуру и маркетинговые исследования, осуществляет управление платежной системой Alipay, аналогичной PayPal.