В субботу на Международном инвестиционном форуме в Сочи будет презентован доклад «Инвестиционный муниципалитет», который подготовлен «Деловой Россией», холдингом KPI и органами местного самоуправления (имеется в распоряжении «Газеты.Ru»).
Авторы исследования отмечают, что конкуренции за инвесторов на верхнем уровне – федеральном и региональном – уже недостаточно. Эксперты считают, что даже самые лучшие «дорожные карты» могут разбиться о самодурство, коррупционность и просто лень конкретного мэра.
«Инвесторы размещают производство не в абстрактных пространствах, а на вполне конкретных территориях муниципалитетов. И нередко именно на местном уровне возникают основные проблемы, препятствующие реализации проектов. Отсутствие земельных участков, необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры, административные и коррупционные барьеры, нехватка или невысокое качество трудовых ресурсов – все это входит в зону ответственности местных властей, – сказал «Газете.Ru» вице-президент «Деловой России» Илья Семин. – Муниципалитеты должны бороться за инвестора так же, как конкурируют между собой регионы».
Роман Караулов, председатель совета директоров холдинга KPI, пояснил «Газете.Ru», что рейтингование постепенно доходит до самых малых субъектов Федерации. «Сначала была «Национальная предпринимательская инициатива» (федеральный уровень), 12 «дорожных карт», затем — «Модельная программа улучшения инвестиционного климата в субъекте РФ» (регионы), а сейчас закрывается муниципальный уровень», — пояснил он. «Доклад «Инвестиционный муниципалитет» будет ежегодным, число практик в нем будет расширяться- сейчас их 58. Вторым продуктом в следующем году мы планируем запустить рейтинг муниципалитетов», говорит Караулов.
В исследовании приняли участие 125 муниципалитетов, которые представили 238 практик своей работы по развитию территорий. Самое большое число заявок предсказуемо поступило от Центрального федерального округа (почти треть). Таким образом, сохраняется тенденция: чем дальше от центра, тем меньше дельных предложений.
В рамках проекта слагаемые успеха муниципалитетов были объединены в 12 тематических блоков: стратегия, инвестклимат, индустриальные парки, брендинг, использование земель, бюджет, инженерная инфраструктура, муниципально-частное партнерство, коррупция, контроль, кадры и социальная активность.
Выгодное соседство
Одним из лучших стратегов среди муниципалитетов оказался Хабаровск, который эксперты хвалят за управленческие подходы в части проектного и программного управления, бюджетирования и мониторинга. За семь лет реализации городского плана развития объем промпроизводства и оборот розничной торговли вырос в два раза. При этом там растет доля субъектов малого предпринимательства: в нем занято более 30% местного населения.
Отличников в деле создания благоприятного инвестиционного климата несколько. Так, за агрессивную инвестполитику отмечен Смоленск, ежегодные инвестиции в который за семь лет выросли более чем в восемь раз (19,3 млрд руб. в 2013 году). Комплексной работой с инвесторами выделяется Ступинский муниципальный район, который является лидером Московской области по объему промпроизводства (большинство предприятий ежегодно вкладывают 5–7 млн руб. инвестиций). Лучшее «одно окно» – проект, который снижает административные барьеры и увеличивает скорость прохождения формальных процедур, – у Мелесского района Ульяновской области. В то же время образцовый двуязычный инвестиционный сайт, где рассказывается о преимуществах и возможностях муниципалитета, у Братска (Иркутская область).
В исследовании отмечается, что одним из самых эффективных инструментов привлечения инвесторов остается создание и развитие индустриальных парков. Эти площадки решают сразу несколько задач: обеспечивают необходимую инфраструктуру, диверсифицируют экономику и увеличивают налоговые поступления в местный бюджет. Лучшим парком признан томский, который разместился рядом с особой экономической зоной «Томск», что привлекло в парк 16 крупных резидентов.
Магнитогорск: новому бренду – эффективный бюджет
Отдельно эксперты отмечают важность грамотного брендинга территорий, который может изменить негативное восприятие. Лучшим проектом был признан ребрендинг Магнитогорска (воспринимался как закрытый металлургический моногород). В 2011 году ставка была сделана на инновационный имидж, а уже в 2013-м Магнитогорск значительно улучшил свои позиции в различных рейтингах городов. Также эффективным был признан проект «Великий Устюг – родина Деда Мороза», который реализовывается с 1998 года. За этот период 7% местного населения оказались вовлечены в туристическую сферу.
В эффективном управлении муниципальными землями отличился Челябинск, который осуществляет работу по типу агломерации (сейчас считается одной из самых перспективных форм организации пространства). Быстрее всех выдает земельные участки город Ишим Тюменской области, который вдвое сократил срок ряда процедур.
Лучшим в плане управления бюджета признан Магнитогорск. Среди заслуг его финансистов – повышение эффективности планирования и исполнения бюджета, а также доступность финансовой информации через систему электронного бюджета.
Займы западников и частников
Одной из главных проблем муниципальных образований России остается формирование механизмов, обеспечивающих строительство и модернизацию инженерной инфраструктуры.
Здесь примечателен опыт муниципального образования Ивановской области, которая привлекла средства Международного банка реконструкции и развития.
За счет этого финансирования реализуется ремонт водоснабжения канализации (стоимость проекта превышает 500 млн руб.).
Из-за невозможности финансировать создание и содержание публичной инфраструктуры муниципалитеты устанавливают правила взаимодействия с частными партнерами самостоятельно. Наиболее успешно реализовывают механизм муниципально-частного партнерства субъекты Ханты-Мансийского округа. Там инвестор осуществляет строительство объекта за счет собственных и кредитных ресурсов, а затем муниципалитет выкупает объект с рассрочкой до трех лет.
Коррупционер позвонит
Несмотря на всеобщее понимание, что коррупция – явление негативное и разрушающее деловую среду (коррупция является причиной остановки одного из семи инвестиционных проектов), шагов по ее преодолению предпринимается немного, констатируется в докладе. Поэтому самым эффективным пока остается создание «горячей линии» в Залегощенском районе Орловской области.
Важным остается осуществление муниципального контроля. И здесь самым интересным был признан опыт Казани, которая в 2013 году провела акцию «Народная инвентаризация». В ее ходе, в частности, были выявлены неиспользуемые земельные участки и разрушенные здания. Примечательно, что больше всего заявок было подано с жалобами на неправильные парковки.
Профессионализм управленцев муниципалитетов зачастую и довольно заслуженно подвергается сомнению. В качестве интересного примера развития кадрового потенциала приводится опыт Белгорода, который придумал организовать совет молодых специалистов (туда вошли люди не старше 30 лет). В нем молодежи объясняют, какие ограничения накладывает муниципальная служба.
Наконец, отмечается необходимость муниципальной поддержки социальных инициатив граждан. По этой части неплохо справляется Барнаул, который ввел образовательные кластеры, а также целый ряд муниципалитетов, которые проводят ярмарки социальных проектов.