Экономика чувствует санкции
В 2015 году рост ВВП РФ замедлится до 0,5% при падении цен на нефть до 99,5 доллара за баррель, предупреждает ЦБ в своем «кризисном» варианте развития экономики РФ. Этот сценарий предполагает эскалацию санкций при одновременном падении цен на нефть.
Регулятор предполагает, что санкции будут сопровождать российскую экономику весь будущий год, говорится в проектной версии документа «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов» (итоговый документ Банк России обычно готовит к ноябрю).
Согласно прогнозам Центробанка, в 2015 году основная часть взаимных санкций будет снята, однако уменьшение геополитического напряжения ЦБ ждет только в середине года. Влияние уже введенных санкций, включая ухудшение доступа к внешним финансовым рынкам для российских компаний, будет иметь пролонгированное действие, предупреждает организация.
Введенные санкции уже привели к ухудшению ситуации в российской экономике в 2014 году, затронув как финансовый, так и реальный сектор экономики, говорится в документе.
В результате повышения геополитической напряженности, масштабного оттока капитала с российского финансового рынка и ухудшения ожиданий рейтинговых агентств относительно перспектив развития экономики желающих инвестировать в Россию стало гораздо меньше. По совокупности эти факторы стали причиной падения ВВП: вместо 2%, заложенных в планах Центробанка, экономика страны вырастет не более чем на 0,4% по итогам года, прогнозирует регулятор.
Экономисты пока рассчитывают на более оптимистичные цифры. «Ситуация несколько улучшится во втором полугодии. Рост ВВП по итогам года будет больше 0,5%, а в 2015–2016 году мы ожидаем рост до 1,5–2%», — говорит главный экономист «Уралсиб Кэпитал» Алексей Девятов. Главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик прогнозирует рост ВВП на 1% в следующем году и на 0,8% в текущем.
Рубль все равно отпустим
Никаких планов по изменению денежно-кредитной политики на таком фоне у регулятора нет: ЦБ не отказался ни от официальных сроков перехода к инфляционному таргетированию, ни от среднесрочной цели по инфляции — ограничению ее 4% к 2016 году. А до конца этого года Центробанк завершит переход к свободному курсообразованию. Впрочем, по факту это произошло уже сейчас: валютные интервенции ЦБ перестал осуществлять уже 24 июня, фактически отпустив рубль в свободное плавание, и тот в последние дни бьет все новые антирекорды. Однако регулятора это не пугает: резких колебаний валютного курса в дальнейшем он не ожидает, а в случае угрозы финансовой стабильности обещает прийти на помощь.
Инфляционное таргетирование означает, что целевой уровень инфляции обеспечивается регулированием процентных ставок. Плавающий валютный курс — необходимое условие эффективного управления процентными ставками, пояснила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина.
Ситуация с инфляцией, на борьбу с которой сейчас в первую очередь направлены усилия регулятора, не самая благоприятная. За последние месяцы инфляция выросла с 6,1% в январе 2014 года до 7,8% в июне, напоминает ЦБ, после чего пошла на спад в июле — ее годовой уровень снизился до 7,5%, что Центробанк связывает с меньшей, чем в 2013 году, индексацией регулируемых цен и тарифов на коммунальные услуги.
«Однако введенные впоследствии ограничения на импорт ряда продовольственных товаров из-за рубежа, а также обсуждаемые изменения в тарифной и налоговой политике могут привести к сохранению высокой инфляции или даже дальнейшему ускорению роста потребительских цен до конца 2014 года», — говорится в тексте проекта. В августе, по словам Набиуллиной, доля санкций в росте инфляции составила 0,2%. Введение налога с продаж, по ее оценкам, может повысить инфляцию на 1–1,5%.
Тем не менее целевые показатели остаются прежними. «В случае если введенные внешнеторговые ограничения будут действовать, как и объявлено, в течение года, а также при отсутствии новых негативных шоков снижение темпа прироста потребительских цен до 4% возможно к 2016 году, причем без существенного охлаждения экономики», — говорится в обращении «О переходе к режиму таргетирования инфляции» за подписью Набиуллиной.
«Центральный банк обоснованно ориентируется в среднесрочной перспективе на инфляцию до 4%, но на сегодняшний день есть факторы, препятствующие достижению цели», — отмечает Лисоволик. В том, что по результатам этого года инфляция окажется высокой, у экспертов сомнений нет.
Согласно ожиданиям Девятова, рост цен по итогам года составит около 8%, что в первую очередь связано с запретом на ввоз продовольствия. «Уже очевидно, что не удается оперативно заменить поставщиков. Из-за этого в августе рост цен на продовольствие стал двузначным – примерно 10,3%», — напоминает Девятов.
Однако в следующем году ситуация с продовольствием, по его мнению, должна улучшится за счет альтернативных импортных поставок. Ярослав Лисоволик прогнозирует 7,5-процентную инфляцию в этом году и 6-процентную в следующем.
В пятницу совет директоров Банка России также принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 8% годовых, однако регулятор не исключил повышение ставки до конца года. Опрошенные «Газетой.Ru» экономисты оказались к этому готовы. «В этом году мы не исключаем того, что ставки будут повышены на полпроцента, — комментирует решение Центробанка Лисоволик. — При замедлении оттока капитала и замедлении роста инфляции ставка должна быть понижена».