Действия ополченцев на Украине наносят «максимальные потери» экономике страны. Об этом в среду заявил представитель информационно-аналитического центра СНБО Украины Андрей Лысенко. Он утверждает, что, по оперативной информации, противники киевских властей уже начали действия, которые могут привести к нарушению работы газотранспортной системы на временно оккупированных территориях.
«Это может представлять угрозу для поставок газа в Европу», — предупредил Лысенко, однако конкретных действий, предпринимаемых ополченцами с целью нанесения ущерба ГТС, не назвал.
Зато Лысенко сообщил, что в результате артобстрела со стороны ополченцев поврежден газопровод низкого давления в поселке Глиняное Луганской области. Из-за этого на сегодняшний день от газоснабжения отключены частично 23, полностью — 59 населенных пунктов Луганщины.
«Украина готовит себе алиби на случай прерывания транзита, — уверен замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. — Причем алиби получается «дырявым», так как ни один транзитный газопровод, включая те, что идут на Балканы, не проходит через территорию Луганской или Донецкой области, где идут военные действия. Таким образом нарушить транзит могут только сами украинские власти».
В середине июня произошел взрыв на транзитном газопроводе Уренгой — Помары — Ужгород, тогда Киев официально заявил, что считает случившееся терактом. А в начале июня премьер-министр Украины Арсений Яценюк говорил, что были две попытки террористической атаки на украинскую ГТС. Тогда якобы едва не пострадал участок того же газопровода Уренгой — Помары — Ужгород в Ивано-Франковской области. По словам Яценюка, эти попытки преследовали цель дискредитации ГТС Украины как надежного транзитера и доказательства европейским партнерам, что необходимо строить трубу «Южный поток» (проект газопровода в обход Украины, реализуемый «Газпромом»).
Профессор Высшей школы экономики политолог Николай Петров считает, что заявления об угрозе транзиту делаются в преддверии трехсторонних переговоров по газу с участием России, Украины и Евросоюза, которые должны состояться 6 сентября.
«Украина таким образом пытается максимально привлечь Европу к решению вопроса, угрожая возможным срывом транзита, — поясняет политолог. — Кстати, «Газпром» занимается почти тем же самым, но российская компания упирает на то, что транзит может пострадать из-за несанкционированного отбора газа «Нафтогазом» в зимний период».
По словам Петрова, Украина не хочет выглядеть единственным виновником возможного срыва транзита. «При этом нельзя исключать, что в итоге военные действия действительно так или иначе смогут навредить поставкам в Европу», — предупреждает политолог.
Угроза украинскому транзиту, вне зависимости от того, с какой стороны она исходит, играет на руку России, усиливая ее позиции в переговорах по «Южному потоку», который Еврокомиссия пока всеми путями пытается затормозить. Однако ненадежность поставок через Украину может заставить ЕК смягчить свою позицию.
Что же касается предстоящих переговоров, украинская сторона не согласна с ранее предложенными Россией условиями возобновления поставок российского газа на Украину (они были прекращены 16 июня из-за того, что Киев не расплатился по долгам, достигшим $5,3 млрд). Москва предложила установить цену в $385 за 1 тыс. кубометров, что на $100 ниже действующей с апреля цены (в апреле «Газпром» все из-за тех же долгов отменил две действующие скидки, и стоимость газа для Украины выросла с $268,5 до $485).
Также Россия настаивает на частичном погашении задолженности, Украина должна выплатить не менее $2 млрд.
Однако Киев с новой ценой не согласен, считая ее нерыночной. Ранее украинские власти заявляли, что рыночной ценой являются как раз $268,5 за 1 тыс. кубов. В среду Арсений Яценюк заявил, что Киев предлагает два сценария соглашения. Первый предполагает установление вилки цен — $300 в период низкого потребления газа и $380 зимой. Альтернативным вариантом является привязка цен к спотовому рынку газа в Европе, то есть цена газа из России должна быть приравнена к цене на европейских хабах, минус стоимость транспортировки от российской границы.